На современном этапе развития общества в связи с наличием террористических, экстремистских и сепаратистских угроз руководством Российской Федерации предпринимаются шаги по законодательному оформлению национальной политики в России с учетом складывающихся реалий. Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 утверждена Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Республика Дагестан - первый среди субъектов Российской Федерации, разработавших и утвердивших в 1993 году Комплексную программу решения проблем национальных отношений в Республике Дагестан. В марте 2008 года была утверждена подпрограмма развития национальных отношений в Республике Дагестан на 2008-2010 годы. Ее реализация дала позитивные результаты, позволив сформировать в республике систему управления межнациональными отношениями. Определены потенциально проблемные и конфликтные зоны, на которые были направлены средства. При этом развитие национальных культур рассматривалось не как самостоятельное направление, а как элемент в системе межнациональных отношений, позволяющий вовлечь в позитивную совместную деятельность представителей разных народов, расширить познания о культуре и традициях народов, проживающих на территории Дагестана.
Однако, несмотря на принятые меры, в республике отмечается рост социальной, межнациональной и межконфессиональной напряженности.
Получают развитие негативные тенденции в сфере межэтнического взаимодействия в среде молодежи при решении земельных вопросов. Согласно исследованиям, причинами этого являются социальные факторы (рост социального неравенства, издержки стихийного роста этнического самосознания в подростковой и студенческой среде, снижение общего культурного уровня), недостатки образовательной системы (низкий уровень этнокультурной осведомленности, консерватизм методов и форм работы с молодежью, несформированность индивидуальной системы культурных ценностей, некритичное усвоение экстремистских символов или представлений).
Межнациональные конфликты, таким образом, становятся дополнительным фактором дестабилизации экономического и социально-политического положения, тем самым затрудняя проведение реформ. Если на эти конфликты не реагировать, влияние этнического фактора на протекающие в республике процессы будет прогрессировать.
Масштабность и комплексность решения данных задач требуют применения программно-целевых методов, к которым относятся:
системный многоаспектный характер процесса поддержания стабильности в сфере межэтнических отношений;
необходимость взаимоувязки мероприятий других республиканских целевых программ социально-культурной направленности;
взаимосвязанность этносоциальных, демографических, социально-культурных и экономических аспектов в процессе укрепления социальной стабильности;
необходимость взаимодействия, повышения эффективности межотраслевой и межведомственной координации и согласованности усилий органов исполнительной власти Республики Дагестан при принятии управленческих решений, оказывающих влияние на межэтнические отношения.
Отсутствие программно-целевых методов в решении проблем межнациональных отношений в республике может привести к потере управляемости ими, к увеличению конфликтных ситуаций, осложнению общественно-политической обстановки в целом, что также может негативно отразиться на темпах решения социально-экономических задач.