Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ" НА 2015 - 2019 ГОДЫ (с изменениями на: 31.12.2015)

Таблица 9


 Изменение возрастной структуры населения


(в процентах от общей численности населения)

Категория граждан

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Население моложе трудоспособного возраста

18,5

18,6

18,9

19,0

Население старше трудоспособного возраста

18,9

19,3

19,9

20,0


Пожилые люди относятся к одной из наиболее уязвимых групп населения. Особым фактором социального риска является одиночество, негативно отражающееся на способности пожилых людей к самостоятельному обслуживанию и передвижению и отрицательно влияющее на их психическое здоровье.

Ограниченные возможности получения гражданами пожилого возраста, проживающими в отдаленной сельской местности, социальных и социально-медицинских услуг вызывают необходимость раннего перехода указанных граждан в стационарные учреждения социального обслуживания, что повышает бюджетные затраты и создает в области определенную социальную напряженность в связи с нехваткой мест в этих учреждениях для всех нуждающихся граждан.

В настоящее время на территории Еврейской автономной области осуществляют свою работу три дома-интерната для граждан пожилого возраста и инвалидов, в которых проживают более 130 человек, и два специальных дома для одиноких престарелых граждан, где проживают 130 граждан вышеуказанной категории. В данных учреждениях пожилые люди получают все необходимые социальные услуги, а также медицинское сопровождение.

Обеспечение стационарным социальным обслуживанием нуждающихся в нем пожилых граждан в настоящее время в Еврейской автономной области составляет 40 процентов от норматива, в связи с чем имеется острая потребность в расширении существующей сети учреждений социального обслуживания и укреплении их материально-технической базы.

По-прежнему наиболее востребованными остаются услуги по социальному обслуживанию пожилых граждан на дому. Свою работу осуществляет нестационарное учреждение социального обслуживания, которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам без их проживания в указанных учреждениях. В ОГБУ "Комплексный центр социального обслуживания Еврейской автономной области" и его филиалах обслуживается более 940 граждан пожилого возраста и инвалидов в зависимости от степени и характера нуждаемости, а также в соответствии с областным перечнем социальных услуг, предоставляемых населению областными государственными учреждениями социального обслуживания, и требованиями к качеству их оказания получают ежегодно более 80,0 тыс. социальных услуг, а именно: социально-бытовые услуги на дому, социально-медицинские, санитарно-гигиенические, правовые и другие услуги. Организация надомного социального обслуживания и развитие новых его форм (в том числе организация работы мобильных бригад в сельской местности) гарантируют каждому нуждающемуся государственную поддержку в трудной жизненной ситуации и надежную защиту в форме предоставления длительных или непрерывных услуг комплексного характера, что позволит продлить жизнь многих пожилых граждан в домашних условиях без направления их в дома-интернаты.

В этих условиях все более актуальной становится проблема предоставления качественного социального обслуживания гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

К числу существенных недостатков современной системы социального обслуживания населения области, не обеспечивающих предоставление социальных услуг, удовлетворяющих потребности граждан, относятся следующие:

1. Устаревшая законодательная база, регулирующая отношения в области социального обслуживания населения. Нормы действующих законов не согласуются по многим принципиальным вопросам с новыми федеральными и областными законами, не соответствуют практике социального обслуживания населения.

2. Устаревшая материальная база учреждений социального обслуживания населения. Основная часть учреждений социального обслуживания расположена в зданиях и помещениях, которые требуют приведения в нормативное состояние эксплуатационных и технических характеристик, необходимых для нормального функционирования учреждения. Для решения данных проблем представляется целесообразным провести работы по ремонту подведомственных учреждений.

3. Дефицит кадров социальных работников в системе социального обслуживания населения, в том числе в связи с низким уровнем оплаты их труда. Ставок социальных работников в Центрах социального обслуживания населения области - 163, фактически социальных работников - 126 человек.

Предоставление качественных и доступных социальных услуг в системе социального обслуживания населения сдерживается также иными причинами, в т.ч.:

- сохранившимся невысоким уровнем стандартизации социального обслуживания населения, неразвитостью системы научно обоснованных норм и нормативов, используемых при его организации;

- ограниченным участием негосударственных организаций в социальном обслуживании населения.

Необходимость решения существующих проблем в системе социального обслуживания Еврейской автономной области предопределяет направление и содержание мероприятий подпрограммы "Повышение качества жизни и уровня доступности среды жизнедеятельности для пожилых граждан и инвалидов на территории Еврейской автономной области".

Большое количество обращений пожилых граждан содержит просьбы об оказании материальной помощи для выхода из трудной ситуации вследствие болезни, а также понесенных затрат разового характера на различные неотложные нужды.

В этих условиях все более актуальной становится проблема психологической поддержки, обучения пожилых людей основам компьютерной грамотности и поддержания их жизненной активности, а также содействия им в трудоустройстве и ведении предпринимательства.

Все большую значимость в работе с гражданами пожилого возраста и инвалидами приобретают такие формы, как проведение культурно-просветительских, спортивно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий. Граждане с ограниченными возможностями здоровья стремятся к участию в спортивных мероприятиях, проводимых на территории области и за ее пределами. В области много талантливых пожилых людей и инвалидов, которые стремятся реализовать себя, общаются с людьми, имеющими схожие интересы, делятся с ними опытом и налаживают социальные связи.

Вместе с тем отсутствие в системе социальной защиты населения области социально-реабилитационных учреждений для инвалидов, в которых возможно организовать осуществление комплекса реабилитационных услуг для инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, не позволяет обеспечить полноценную жизнедеятельность подавляющего большинства инвалидов, создать условия для преодоления ими ограничений жизнедеятельности и равного участия в жизни общества наряду с другими гражданами.

Все вышеизложенное вызывает необходимость использовать для решения указанных проблем программно-целевой метод и посредством среднесрочного планирования реализовать на территории области комплекс мероприятий, обеспечивающих системный подход к решению проблем инвалидов, работе по повышению социальной защищенности пожилых граждан, созданию условий для их активного участия в жизни общества, расширению и оснащению сети учреждений социального обслуживания, увеличению спектра услуг по их профессиональной и социальной адаптации и реабилитации, созданию условий беспрепятственного доступа граждан указанной категории к социальным услугам и информационным источникам, улучшению социального положения и повышению качества жизни данных граждан.

Повышение доступности информационных, медицинских и социальных услуг, предоставляемых населению, повлечет рост активности пожилых граждан и инвалидов, будет способствовать более высокому уровню занятости этой категории граждан и приведет к их относительной независимости от социальных выплат (пенсия, ежемесячные денежные выплаты) и, как следствие, к повышению уровня их жизни.

Инновационный характер подпрограммы будет обеспечиваться за счет разработки и внедрения в практику новых технических и организационных решений, разработанных с учетом российского и международного опыта в направлении повышения качества и уровня жизни гражданам пожилого возраста и инвалидам, предоставления дополнительных мер социальной поддержки указанным категориям граждан в области формирования доступности социально значимых услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения.