Настоящая Концепция определяет общие принципы информатизации Республики Коми, построения информационного общества и электронного правительства в Республике Коми, включает в себя как положения, определяемые документами и программами федерального уровня, так и положения, определяемые условиями (особенностями) развития Республики Коми.
Переход к информационному обществу является одной из самых актуальных задач, стоящих перед Республикой Коми и Российской Федерацией в целом. Без внедрения информационно-коммуникационных технологий невозможны ни модернизация экономики, ни эффективное государственное управление, ни повышение качества социальной сферы.
Отставание в развитии соответствующих институтов, методов, средств чревато серьезными социальными и экономическими потерями, повышением уровня рисков, снижением темпов роста как на региональном, так и на федеральном уровне.
Информатизация Республики Коми является стратегической целью Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми. В соответствии с этим стратегические и тактические планы органов государственной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми (далее - государственные органы Республики Коми) должны быть скорректированы в соответствии с Концепцией информатизации Республики Коми (далее - Концепция).
1. Понятия, используемые в Концепции:
1) государственная услуга - деятельность по реализации функций государственного органа Республики Коми при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Республики Коми, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Коми полномочий органов, предоставляющих государственные услуги;
2) государственные информационные ресурсы - информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов Республики Коми сведения и документы;
3) информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;
4) информационное общество - ступень развития современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах;
5) информационные коммуникационные технологии (далее - ИКТ) - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;
6) многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) - российская организация независимо от организационно-правовой формы, отвечающая требованиям, установленным Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна";
7) муниципальная услуга - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований;
8) предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе с использованием портала государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров, универсальной электронной карты и других средств, включая осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями;
9) предоставление услуг по принципу "одного окна" - организация работы по осуществлению отдельных государственных полномочий, позволяющая гражданам и организациям получать требуемые ими услуги и конечные документы в установленные сроки без непосредственного взаимодействия с должностными лицами, принимающими решения по согласованию и выдаче данных документов;
10) служба "одного окна" - подразделение администрации муниципального образования, которое осуществляет централизованный прием заявок у населения на выдачу соответствующих справок, копий документов и т.д. (согласно перечню услуг, оказываемых на базе службы "одного окна"), а также осуществляет контроль за соблюдением сроков подготовки документов, производит их выдачу заявителю;
11) удостоверяющий центр - юридическое лицо, оказывающее услуги по предоставлению пользователям информационной системы открытых и закрытых ключей электронной подписи;
(в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 06.10.2011 N 451)
12) центр общественного доступа (далее - ЦОД) - информационная служба, основной целью деятельности которой является создание условий для граждан и организаций на свободный доступ к официальным документам, к законодательной, нормативно-правовой информации на основе использования новых информационных технологий;
13) центр телефонного обслуживания (далее - ЦТО) - организация или организационная структура, оказывающая услуги по телефонному информированию граждан и организаций о государственных услугах (функциях) и муниципальных услугах (функциях), предоставляемых (исполняемых) на территории Республики Коми, обладающая всеми необходимыми для этого организационными, техническими, иными материальными ресурсами и персоналом;
14) электронная подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе;
(в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 06.10.2011 N 451)
15) электронное общество - совокупность средств, систем, способов и механизмов доступа к различным сервисам и услугам через телекоммуникационные сети общего пользования;
16) электронное правительство в Республике Коми (далее - электронное правительство) - механизм функционирования государственных органов Республики Коми, обеспечивающий выполнение функций государственного управления, регулирования, контроля и максимально ориентированный на предоставление услуг гражданам и организациям путем широкого применения информационно-коммуникационных технологий;
17) электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком, с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
2. Предпосылки информатизации в Республике Коми
Для создания информационного общества и его составляющих элементов - электронного общества и электронного правительства - существует ряд объективных предпосылок.
Во-первых, уровень, интенсивность и скорость взаимодействия общества и государственных органов Республики Коми требует новых подходов. Классические подходы к административному управлению уже не обеспечивают оперативного и адекватного реагирования на быстро меняющуюся ситуацию, не позволяют обрабатывать все возрастающие информационные потоки. Возникают неизбежные проблемы с оперативной подготовкой и контролем исполнения решений, при этом неполнота данных или медлительный анализ могут приводить к серьезным проблемам в социально-экономической сфере, к возникновению и неконтролируемому развитию кризисных ситуаций на всех уровнях управления и контроля.
Во-вторых, возрастает роль государства как сервисной структуры, обеспечивающей предоставление соответствующих государственных услуг населению. Данная функция, в подобном ее представлении, является достаточно новой для государственных органов Республики Коми, исторически ориентированных на организационные, контрольные, нормативно-регулятивные функции. При этом все существующие сервисные модели так или иначе опираются на информационное взаимодействие и электронные способы коммуникации. Кроме того, возрастают требования общества к государственным органам Республики Коми и органам местного самоуправления в Республике Коми.