Характеристика благоустройства жилого фонда республики
Виды благоустройства | % от всего жилого фонда | Из них | |
городская местность | сельская местность | ||
Водопровод | 66 | 84,5 | 14 |
В т.ч. централизованный | 59,5 | 77 | 10 |
Канализация | 63,8 | 82,5 | 11 |
В т.ч. централизованная | 57,9 | 75 | 9 |
Отопление | 64,5 | 82 | 14,5 |
В т.ч. централизованное | 58,5 | 76 | 9,5 |
Горячее водоснабжение | 60,5 | 78,5 | 9 |
В т.ч. централизованное | 54 | 70,5 | 8 |
Ванна (душ) | 57 | 74 | 9 |
Газ | 34 | 23 | 65 |
Напольные электрические плиты | 43,5 | 56 | 7 |
В целом степень благоустройства жилфонда можно оценить как невысокую (в большинстве регионов Российской Федерации обеспеченность городской местности внутренними сетями составляет 90 - 95%). Очевидно, что степень благоустройства во многом определяется обширным количеством неблагоустроенной некапитальной застройки (как индивидуальной, так и многоквартирной) не только в поселках, но и в городах. Обращает на себя внимание высокий уровень обеспеченности жилья в сельской местности газом - им обеспечено 2/3 домов, что говорит об успешном ходе реализации программы по газоснабжению республики.
Федеральные установки в области развития жилищного строительства фиксируют необходимость резкого увеличения уровня обеспеченности и качества жилья в общестрановом масштабе. Проектом схемы устанавливаются следующие целевые показатели жилобеспеченности для городов и районов республики:
- городские округа - 26 - 27 квадратных метров на человека в 2015 году и 33 квадратных метра в 2025 году;
- муниципальные районы - 23 - 26 квадратных метров на человека в 2015 году и 33 квадратных метра в 2030 году.
При произведении расчета были введены следующие ограничения:
- объем строительства в год не должен превышать 1 квадратного метра на человека в год, так как это потребует сверхусилий со стороны строительного комплекса соответствующего района или города (за исключением городов Сорска и Черногорска, где предполагается выполнение ряда крупных инвестиционных проектов);
- во всех городах и муниципальных районах каждый год имеет место положительный уровень строительства жилья, который обеспечивается индивидуальным строительством.
Расчет основных показателей на 2015 и 2025 годы произведен с учетом проектной численности населения муниципалитетов, кроме того, в расчете учтены объемы компенсационного строительства, связанного с выбыванием ветхого и аварийного фонда.
Важным критерием является качество жилого фонда. Преобладание во многих муниципалитетах республики индивидуальной жилищной застройки, как и в целом по России, определяет в целом низкий уровень обеспеченности населенных пунктов коммунальной инфраструктурой. Деревянное исполнение застройки без должной эксплуатации также определяет высокий уровень износа жилищного фонда. Практически вся деревянная застройка в Хакасии выполнена по устаревшим технологиям деревянного домостроения или вообще без использования таких технологий.
Основные расчетные показатели развития жилищного фонда в Хакасии до 2015 года приведены в таблице 3.5.3-3.