Планировочная организация социальной сферы основывается на требованиях ряда нормативно-правовых документов, которыми в основу проектирования социальной инфраструктуры положен принцип иерархического подразделения системы обслуживания на уровни, для которых, в свою очередь, рекомендуются соответствующие нормативы. Расчет осуществляется исходя из принципа достижения нормативной обеспеченности населения услугами объектов социальной инфраструктуры. В то же время при таком подходе игнорируются такие важные условия успешного функционирования сети социальных объектов, как уровень транспортной доступности и специфические потребности ряда категорий населенных пунктов. Принятие решений о строительстве и реконструкции объектов социальной инфраструктуры должно осуществляться исходя из принципов максимально возможного охвата населения качественными социальными услугами, экономической целесообразности развития сети с учетом факторов транспортной доступности социальных учреждений.
В настоящем документе определены основные принципы и стратегические основы размещения объектов социальной сферы, а также даны рекомендации по развитию сетей объектов, размещение которых имеет стратегически важное значение для развития системы расселения территории (сеть муниципальных стационарных и поликлинических учреждений). Принятие решений о размещении объектов муниципального значения, упоминаемых в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", должно осуществляться в рамках нижестоящей градостроительной документации - схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов, городских и сельских поселений. В настоящем документе даются лишь основные направления развития и базовые принципы размещения объектов социальной инфраструктуры.
Схемой территориального планирования предлагается выделить следующие типы центров размещения объектов социальной инфраструктуры (таблица 3.5.4-1).
Таблица 3.5.4-1
Виды центров обслуживания | Населенные пункты |
Республиканский центр обслуживания | Абакан, в отдельных случаях - населенные пункты в пределах Абакано-Черногорской агломерации |
Межрайонный центр обслуживания | Абакан, Аскиз, Шира |
Районный центр обслуживания | Абакан, Черногорск, Саяногорск, Сорск, Абаза, Копьево, Шира, Боград, Усть-Абакан, Белый Яр, Бея, Аскиз, Таштып |
Подрайонный центр обслуживания | Центры сельских поселений |
Монопрофильные города и поселки промышленной специализации, расположенные в зонах опережающего экономического развития | Саяногорск, Черногорск, Сорск, Абаза, Вершина Теи, Черемушки, Белый Яр, Коммунар, Туим |
Автономный центр обслуживания (крупный населенный пункт, расположенный вне зоны получасовой доступности от районного центра) | Балыкса, Бискамжа, Матур, Приисковое |
Республиканский и межрайонные центры обслуживания предполагаются в качестве основных мест размещения объектов социальной инфраструктуры регионального значения. Районный и подрайонный центры обслуживания рассматриваются как места размещения объектов местного значения различного уровня, которые охватывают два и более населенных пункта. Автономные центры обслуживания нуждаются в несколько более высоком уровне обеспеченности социальной инфраструктурой ввиду труднодоступности до районных центров. Монопрофильные города и поселки промышленной специализации предполагают более высокий уровень социальной обеспеченности на уровне районного, возможно, межрайонного центра. К основным факторам, которыми обусловлено опережающее развитие социальной инфраструктуры в населенных пунктах, где размещаются крупные промышленные предприятия, относятся сравнительно более высокий уровень налоговых поступлений в местный бюджет, возможности для развития государственно-частного партнерства между муниципалитетами и крупным бизнесом.
Краткая характеристика планируемых центров социального обслуживания Республики Хакасия представлена в таблице 3.5.4-2.
Основными принципами развития инфраструктуры социального обслуживания и инфраструктуры удовлетворения потребительских потребностей населения Хакасии должны являться:
- наличие инфраструктуры социально-культурно-бытового обслуживания первого уровня (ежедневная необходимость) непосредственно по месту проживания (исключение могут составлять населенные пункты менее 100 жителей, где создание ряда объектов нецелесообразно в силу отсутствия достаточного спроса). К инфраструктуре такого рода относятся детские сады, начальные школы, ФАП, бытовые учреждения;
- создание разветвленной сети опорных центров социально-культурно-бытового обслуживания в крупных и средних населенных пунктах Хакасии, которые смогут обеспечить услугами высокого качества практически все население республики за счет хорошей транспортной доступности и развитой системы транспорта. Опорные центры в зависимости от их значимости могут включать общеобразовательные и специализированные школы, поликлиники, больницы, дома культуры, культурные центры, спортивные залы, бассейны;
- обеспечение населения республики потребительскими услугами высокого качества за счет опережающего развития основных центров потребления (крупных населенных пунктов) и создания (привлечения) на территории республики компаний, оказывающих потребительские услуги современного уровня.
Таблица 3.5.4-2
Иерархия объектов социальной инфраструктуры по центрам социального обслуживания
Виды обслуживания | Состав объектов социальной инфраструктуры | |||
Повседневного пользования | Периодического пользования | Эпизодического пользования | ||
Подрайонные центры (центры сельских поселений) | Районные центры, автономные центры, промышленные центры | Межрайонные центры, промышленные центры | Республиканский центр | |
1. Учреждения образования | Детские дошкольные учреждения и общеобразовательные школы | Учреждения начального профессионального образования, специализированные ДДУ и школьные учреждения, детские школы искусств и творчества | Средние специальные учебные заведения, колледжи, филиалы вузов, дома детского творчества, школы: искусств, музыкальные, художественные, лицеи, гимназии | Высшие и средние специальные учебные заведения, центры переподготовки кадров |
2. Учреждения здравоохранения и социального обеспечения | Участковая больница с поликлиникой, пункт скорой медицинской помощи, аптека | Центральная районная больница, роддома, поликлиники для взрослых и детей, станции скорой помощи, городские аптеки, лаборатория, вертолетная площадка для экстренных вызовов, центр диагностики (рентгенаппарат, УЗИ, ФГС, ЭКГ и пр.) | Инфекционные больницы, стоматологические поликлиники, центр социальной помощи семье и детям, реабилитационные и профилактические центры, пункты базирования санитарной авиации, телемедицинские станции | Республиканские и межрайонные многопрофильные больницы и диспансеры, клинические, реабилитационные и консультативно-диагностические центры, базовые поликлиники, дома-интернаты разного профиля, объекты высокотехнологичной медицинской помощи |
3. Учреждения культуры и искусства | Учреждения клубного типа с киноустановками, филиалы библиотек | Дома культуры, досуговые центры, районные и городские библиотеки | Многопрофильные центры и учреждения клубного типа, кинотеатры, музейно-выставочные залы | Музейно-выставочные центры, театры, многофункциональные культурно-зрелищные центры, концертные залы, специализированные библиотеки |
4. Физкультурно-спортивные сооружения | Спортзал, как правило, совмещенный со школьным, спортивные площадки | Стадионы, спортзалы, бассейны | Спортивные центры, открытые и закрытые спортзалы, бассейны, детские спортивные школы | Спортивные комплексы открытые и закрытые, бассейны, детская спортивная школа олимпийского резерва, специализированные спортивные сооружения |
В республиканском центре - г. Абакане - в соответствии с федеральными целевыми программами предполагается строительство следующих объектов федерального значения: