Машиностроительный комплекс Республики Хакасия территориально сосредоточен в двух основных городах региона - Абакане и Черногорске. Специализацией отрасли машиностроения республики являются производство железнодорожных вагонов, платформ и контейнеров (ОАО "Абаканвагонмаш"), производство и ремонт специализированной техники (ОАО "Абаканский экспериментально-механический завод", ООО "Абаканский машиностроительный завод", ОАО "Абаканский опытно-механический завод", ОАО "Черногорский ремонтно-механический завод").
Наиболее крупным предприятием отрасли является ОАО "Абаканвагонмаш". На предприятии работают более 500 человек. Проектная мощность предприятия составляет 2 тысячи специализированных платформ и 40 тысяч универсальных и специализированных контейнеров в год. На сегодня предприятие производит 4500 - 4800 контейнеров. Предприятие принадлежит группе "Базовый элемент", в планах компании - поступательное развитие с увеличением производства контейнеров и платформ. Перспективы развития предприятия связаны с получением заказов от крупных потребителей вагонов, в первую очередь, ОАО "РЖД". В ближайшей перспективе до 2012 года железная дорога планирует ежегодно приобретать по 1000 новых 20-футовых и 40-футовых контейнеров на конкурсной основе. Для получения заказов предприятию необходимо обеспечить реконструкцию производства с расширением линейки производимой продукции и обеспечением надлежащего качества в соответствии с требованиями монополиста.
Проектом схемы предполагается сохранение специализации машиностроения республики на производстве железнодорожных контейнеров и специализированной техники. Приоритет должен отдаваться внешним для республики рынкам, так как внутренний рынок Хакасии не сможет обеспечить необходимый уровень спроса.
Развитие машиностроения на территории Республики Хакасия целесообразно координировать в рамках республиканской промышленной политики. К основным факторам, определяющим перспективы развития машиностроительного комплекса, можно отнести следующие:
- создание условий для прихода инвесторов, заинтересованных в развитии машиностроения на территории Хакасии, путем резервирования земельных участков, создания благоприятных условий подключения к инфраструктурам, проведения гибкой налоговой и тарифной политики, развития кадрового потенциала республики с повышением уровня квалификации трудовых ресурсов;
- развитие внутреннего спроса на продукцию машиностроения Хакасии в рамках реализации кластерной политики;
- учет потребностей в продукции машиностроения интенсивно развивающихся соседних регионов - Красноярского края, Республики Тыва, Кузбасса.
Перспективным с точки зрения развития машиностроения является проведение кластерной политики в области отраслей специализации экономики республики. Кластерная политика предполагает создание на региональном или межрегиональном уровне совокупности предприятий и организаций, которые совместно обеспечивают производство и реализацию продукции с высоким уровнем прибавленной стоимости. В применении к машиностроению такую политику можно проводить в сферах вагоностроения, производства и ремонта специализированной техники, производства сельскохозяйственной техники. Решениями схемы на территории Абакана и Черногорска предусмотрено создание 3 промышленных парков на базе существующих неиспользуемых промышленных площадок. Часть территории этих площадок может быть использована для организации малых и средних производств, которые совместно с уже существующими предприятиями сформируют полную технологическую цепочку в отраслях специализации (кластерах). Формирование кластеров в машиностроении тем более важно для экономики Хакасии, что существующая специализация экономики на отраслях добывающей промышленности и цветной металлургии не может обеспечить республике интенсивного развития.
В качестве одного из приоритетных направлений может стать развитие элементов агропромышленного кластера, включающего в себя производство сельскохозяйственной техники и оборудования для пищевой промышленности. В качестве площадки для развития производств такого рода могут выступать "Абаканский опытно-механический завод" и другие предприятия. Кроме того, перспективным направлением развития машиностроения Хакасии может стать производство горнодобывающей, лесопромышленной техники.
Выполнение вышеупомянутых проектов в сфере промышленных инноваций создаст в Абакано-Саяногорском узле расселения определенный базис для дальнейшего развития высокотехнологичного промышленного производства, что впоследствии должно позволить снизить зависимость территории от конъюнктуры рынка цветных металлов, привлечь новых инвесторов в сфере промышленных инноваций.
Проекты в области развития машиностроительного комплекса приведены в таблице 3.4-9.
Таблица 3.4-9
Предложения по развитию машиностроения на территории Республики Хакасия
Мероприятия | Муниципальное образование | Очередность |
Организация производства сельскохозяйственной техники в Абакане | ГО Абакан | Первая очередь (2010 - 2015 годы) |
Модернизация производства ОАО "Абаканвагонмаш" для встраивания в цепочку поставок ОАО "РЖД" | ГО Абакан | Первая очередь (2010 - 2015 годы) |
Строительство завода по производству штампованных автомобильных кузовов из алюминия | ГО Абакан | Первая очередь (2010 - 2015 годы) |
Организация производства и ремонта горнодобывающей техники | ГО Черногорск | Первая очередь (2010 - 2015 годы) |