Основная планировочная ось Сибири сформирована на базе Транссибирской железнодорожной магистрали. Территория, прилегающая к Транссибу, отличается высокой плотностью населения, сопоставимой со средним уровнем в центральных регионах европейской части страны, является опорной базой хозяйственного освоения северных территорий страны, характеризуется развитой транспортной, энергетической, строительной и социальной инфраструктурой. Здесь расположены крупные городские агломерации (Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск), выполняющие функции транспортно-логистических и торгово-финансовых, научно-образовательных и культурных, инновационных и промышленных центров восточной России. Важнейшая функция Транссиба как основного транспортного коридора, соединяющего европейскую часть страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток, обеспечивает выход предприятий Сибири к международным рынкам сбыта и предопределяет высокую загруженность данной магистрали. Резервы пропускной способности Транссиба исчерпываются, что повышает значимость дублирующих транспортных коридоров.
Основным широтным дублером Транссибирской планировочной оси является транспортный коридор, сформированный на базе Байкало-Амурской и Южно-Сибирской железнодорожных магистралей. Южсиб и Байкало-Амурская магистраль обеспечивают доступ предприятий Кузбасского промышленного района к тихоокеанским портам и ресурсно-сырьевой базе Восточной Сибири, кроме того, данный транспортный коридор обеспечивает выход предприятий агропромышленных зон Алтайского края и Минусинской котловины к потребителям в северной и восточной частях страны. К данной планировочной оси привязаны, преимущественно, крупные региональные промышленные центры, специализирующиеся на первичной переработке природных ресурсов и тяжелой промышленности, - Барнаул, Новокузнецк, Абакан, Братск и др. К слабым сторонам данного транспортного коридора можно отнести недостаточный уровень соответствия Байкало-Амурской магистрали современным требованиям на отдельных участках, а также недостаточную пропускную способность кузбасской транспортной системы и ограничения, связанные с обеспечением транзита массовых российских грузов через Казахстан. В отличие от Транссиба на многих участках Южсиба и Байкало-Амурской магистрали отсутствуют дублирующие автомобильные дороги федерального и регионального значения, что создает существенные ограничения для развития внутри- и межрегиональных связей в рамках данной планировочной оси. Планируемое строительство автомобильных дорог в коридоре указанных железнодорожных магистралей значительно повысит транспортную связность сибирских регионов между собой. Перспективным продолжением Байкало-Амурской магистрали в соответствии с Транспортной стратегией развития Российской Федерации до 2030 года является проект строительства Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, которая свяжет Нижнее Приангарье и Южную Якутию - районы нового ресурсно-сырьевого освоения - с портами Тихоокеанского побережья, а также перспективными портами Белого и Баренцева морей. Строительство Севсиба будет способствовать существенному снижению перспективной транспортной нагрузки как на Транссибирский, так и на Южно-Сибирский транспортные коридоры.
Основной меридиональной планировочной осью Сибири является Енисей. Данная планировочная ось соединяет Норильский промышленный район, Красноярск, Абакан, Кызыл. Енисейский коридор в широком понимании включает морские и речные пути, железную дорогу Лесосибирск - Ачинск - Абакан, федеральную автотрассу М-54 Красноярск - Абакан - Кызыл, кроссполярные воздушные транспортные пути. Енисей обеспечивает выход регионов Центральной и Южной Сибири к Северному морскому пути, формирует связь Норильского промышленного района с опорной базой в Красноярске и продовольственной и рекреационной базой в Минусинской котловине. Функция Енисейского транспортного коридора как "дороги к ресурсам" имеет большое значение для лесных, минерально-сырьевых ресурсов Нижнего Приангарья, продовольственных и топливно-энергетических ресурсов Минусинской котловины, перспективных минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов Республики Тыва. К основным ограничениям развития Енисейского транспортного коридора относятся отсутствие железной дороги к северу от Лесосибирска и к югу от Абакана, отсутствие автодорожной связи с Норильском, ограничения использования водного транспорта в связи со строительством Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС. В соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года и схемой территориального планирования Красноярского края предполагается значительное усиление Енисейского транспортного коридора. В частности, планируется строительство железнодорожной линии Курагино - Кызыл, автомобильной дороги Ачинск - Лесосибирск, формирование автодорожной связи с Норильском, развитие Красноярского транспортно-логистического узла с созданием авиационного хаба. Предполагается возрождение Северного морского пути, увеличение транспортных потоков в южном направлении через автодорогу М-54 и Абазинский тракт в сторону Республики Тыва, Монголии и далее в Китай.
Другими важными меридиональными планировочными осями Сибири являются Новосибирск - Барнаул - Горно-Алтайск - государственная граница с Монголией в коридоре федеральной автодороги М-52 "Чуйский тракт", а также Томск - Кемерово - Новокузнецк - Таштагол. Обе планировочные оси соединяют между собой широтные планировочные оси Транссиба и Южсиба, исторически определяют доступ продовольственных, топливно-энергетических, минерально-сырьевых ресурсов юга Сибири к Транссибу. В настоящее время повышается значение данных меридиональных транспортных коридоров с точки зрения доступа жителей крупнейшего "городского узла" Сибири (Новосибирск, Томск, Барнаул, Кемерово, Новокузнецк, в общей сложности почти 5 млн. жителей) к рекреационным ресурсам Горного Алтая. В перспективе согласно Транспортной стратегии РФ до 2030 года, предполагается организация нового транспортного коридора Абакан - Горно-Алтайск, который обеспечит прямую связь между Республиками Хакасия и Алтай и соединит между собой напрямую Алтайский и Саянский макрорегионы <11>.
________________
<11> Трассировка данного коридора подлежит уточнению при проведении инженерных изысканий с учетом обеспечения соблюдения режима охраны особо охраняемых природных территорий федерального значения, расположенных на территории Республики Алтай.
Территория Республики Хакасия находится в зоне влияния широтной Южно-Сибирской и меридиональной Енисейской планировочных осей, на пересечении которых расположена столица республики город Абакан. Преимущества транспортно-географического положения Республики Хакасия определяются возможностями развития логистических функций на базе Абаканского транспортного узла за счет расположения на пересечении двух важнейших транспортных коридоров Сибири. Через территорию Хакасии осуществляются основные транспортные связи регионов Сибири с Республикой Тыва. К основным недостаткам транспортно-географического положения Республики Хакасия относятся удаленность от Транссиба, отсутствие автодорожной связи с Кемеровской областью с выходом к "городскому узлу" Сибири, слабый уровень развития Абаканского международного аэропорта, ограниченная возможность использования водных путей Енисея для связей с центральными и северными районами Красноярского края, отсутствие автодороги в коридоре Южсиба в направлении Иркутской области. Укреплению транспортных связей Республики Хакасия с другими регионами Сибири и Российской Федерации в целом будут способствовать комплексное развитие Енисейского и Южно-Сибирского транспортных коридоров со строительством и реконструкцией автодорог по основным направлениям, развитие нового коридора Абакан - Аскиз - Таштагол - Горно-Алтайск, усиление Абаканского транспортного узла с реконструкцией международного аэропорта.