Для того, чтобы заработали рыночные механизмы на предприятиях водопроводно-канализационных хозяйства (далее - ВКХ), необходимо сформировать полноценную систему взаимоотношений в отрасли, когда районы будут определять спрос на услуги, а частные операторы - предлагать эффективные бизнес-технологии.
Однако объемы капитальных вложений на восстановление основных фондов, направляемых компаниями-собственниками объектов жилищно-коммунального назначения и компаниями-операторами по управлению объектами жилищно-коммунального хозяйства, находящимися в муниципальной и государственной собственности, незначительны.
Основным документом привлечения крупного и среднего бизнеса в софинансирование инвестиционных проектов в отрасль является подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации", предусматривающая использование средств федерального бюджета в качестве источника софинансирования заявленных регионами проектов. Однако представляемые с мест проекты не носят масштабного характера и не могут достаточным образом повлиять на улучшение ситуации с водообеспечением населения республики. При составлении бюджетных заявок необходимо исходить из экономической целесообразности, направленной на долгосрочную перспективу, а не сиюминутную выгоду. Проекты должны предусматривать применение новых технологий, а для этого необходимы более ощутимые капитальные вложения.
Для улучшения работы предприятий ВКХ необходимо проводить работу по совершенствованию управления. Существуют различные способы организации управления ВКХ, когда в комплексе решаются вопросы инвестирования и управления эксплуатации инженерных систем. При этом необходимым условием взаимодействия государственного и частного секторов в области оказания коммунальных услуг является заключение контракта. Наиболее типичными и приемлемыми для экономических условий республики считаются следующие модели организации управления: контракты на сервисное обслуживание; контракты на делегированное управление; договор об аренде; концессия; контракты на финансирование, строительство и эксплуатацию без передачи и с передачей прав собственности.
Следующим этапом реформирования систем водоснабжения и водоотведения рекомендуются разработка и реализация Программы по ресурсосбережению и внедрению новых технологий, новых материалов для подготовки питьевой воды, направленных на обеспечение населения питьевой водой.
Мероприятия, предлагаемые для включения в Программу по ресурсосбережению:
установка частотных преобразователей на электродвигателях насосов позволяет в 4 раза уменьшить мощность насосов в часы минимального водоразбора, экономить до 30% электроэнергии и создавать условия для безаварийной работы водоподающих сетей;
оснащение артезианских скважин станциями управления и защиты позволяет практически прекратить аварийные выходы из строя двигателей насосов, а использование автоматического управления снижает потребление электроэнергии;
автоматизация систем водоснабжения за счет создания замкнутой системы поддержания давления с помощью частотно-регулируемых электроприводов станций подкачки в районах высотной застройки дает экономический эффект по расходу электроэнергии и расходу холодной воды;
внедрение технологий обеззараживания питьевой воды электролизными установками позволяет снизить канцерогенные характеристики питьевой воды, применение установок "Аквафлор" (получение газообразного хлора в точке ввода) - электролизно-мембранный способ получения хлора - снизить затраты на перевозку, хранение хлора, использование технологии озонирования с сорбцией на угольных фильтрах - улучшить показатели качества воды;
внедрение бестраншейных технологий восстановления трубопроводов предотвратит загрязнение воды продуктами коррозии, сократит количество повреждений и неудобств, причиняемых жителям в процессе ремонта;
использование чугунных труб с шаровидным графитом позволит увеличить межремонтный срок трубопроводов до 100 лет.
Целью работы жилищно-коммунальных хозяйств и управляющих компаний является 100% обеспечение жителей республики водой питьевого качества.
Предприятия, предоставляющие услуги по водоснабжению, должны четко формулировать свои обязательства по качеству оказываемых услуг, а именно: