ПРАВИТЕЛЬСТВО МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 февраля 2015 года N 63-пп


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 31 ЯНВАРЯ 2013 Г. N 41-ПА


Правительство Магаданской области постановляет:

1. Внести в постановление администрации Магаданской области от 31 января 2013 года N 41-па "Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Магаданской области до 2020 года" следующие изменения:

1.1. В названии и пункте 1 постановления слова "до 2020 года" заменить словами "на период до 2025 года".

1.2. Пункт 2 постановления изложить в следующей редакции:

"2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Магаданской области Исаеву Т.А.".

1.3. Концепцию государственной семейной политики в Магаданской области до 2020 года, утвержденную указанным постановлением, изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

Губернатор
Магаданской области
В.ПЕЧЕНЫЙ

     




Приложение
к постановлению
Правительства Магаданской области
от 5 февраля 2015 года N 63-пп

"КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

1. Общие положения


Семья является основой развития и сохранения нации, духовного и материального благополучия граждан, социальным институтом рождения и воспитания детей, опорой в старости и болезни. Семья представляет безусловную ценность в жизни каждого человека, была и остается естественной средой для развития и благополучия всех ее членов, особенно детей, формой организации жизни в обществе, наиболее полно удовлетворяющей потребности человека.

Необходимость разработки и реализации Концепции государственной семейной политики в Магаданской области на период до 2025 года (далее - Концепция) обусловлена стоящими перед обществом задачами социально-экономического и демографического развития. Концепция взаимосвязана с Концепцией демографической политики Магаданской области на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением администрации Магаданской области от 13 декабря 2012 года N 909-па, и Стратегией действий в интересах детей в Магаданской области на 2012-2017 годы, утвержденной постановлением администрации Магаданской области от 20 декабря 2012 года N 979-па.

Концепция отражает особенности социально-экономического и демографического развития Магаданской области.

Концепция направлена на развитие основных направлений государственной семейной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года N 712 "Об основных направлениях государственной семейной политики", в новых социально-экономических и политических условиях и является основой для разработки и реализации комплекса мер по реализации государственной семейной политики в Магаданской области.


2. Анализ современного состояния института семьи и региональная специфика семейной политики


Современное положение семьи в Магаданской области обусловлено произошедшими за последние годы изменениями, затронувшими экономические, правовые, социальные и психологические аспекты жизни семьи.

По данным Росстата, по состоянию на 1 января 2014 года численность населения Магаданской области составила 150,3 тыс. человек и уменьшилась по сравнению с аналогичным показателем на 1 января 2013 года, на 2,1 тыс. человек или на 1,4%. Негативная динамика обусловлена в основном миграционной убылью населения. Также надо отметить, что число умерших в 2013 году снизилось на 7,9%, по сравнению с показателем 2012 года, в том числе снизилась и детская смертность.

В Магаданской области в 2013 году родилось 1905 детей (в 2012 году - 1929 детей, в 2011 году - 1800 детей). Несмотря на повышение рождаемости она остается на низком уровне и так же, как и десять лет назад, не обеспечивает простое замещение родительского поколения поколением детей.

Численность детей в Магаданской области с 2010 года изменилась незначительно и составляет на 1 января 2014 года 29 790 человек (на 1 января 2010 года - 29 845 человек, 2011 года - 29 446 человек, 2012 года - 29 431 человек, 2013 года - 29 716 человек).

В последние годы ситуация с рождаемостью определяется относительно многочисленным поколением женщин, родившихся в 80-е годы прошлого века. В настоящее время в Магаданской области проживает 37 972 женщины репродуктивного возраста (15-49 лет). Однако в ближайшие годы будет происходить сокращение численности молодежи репродуктивного возраста, так как в детородный возраст вступит малочисленное поколение демографической депрессии 90-х годов.

Позитивные изменения в динамике рождаемости в последние три года связаны с реализацией мер как федеральной (материнский капитал, увеличение размера федеральных пособий), так и региональной семейно-демографической политики (увеличение размера пособий семьям, имеющим детей, расширение круга получателей пособий, финансируемых из регионального и муниципального бюджетов, предоставление жилищных субсидий).

В Магаданской области наблюдаются позитивные тенденции в поддержке института семьи. В целом, по уровню доходов населения Магаданская область входит в первую пятерку регионов России. За 11 месяцев 2014 года среднедушевые денежные доходы составили 44 248,7 рублей, увеличившись к аналогичному периоду прошлого года на 10,8%. Рост заработной платы в Магаданской области за январь-октябрь 2014 года, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, составил 108,3%.

Средний размер назначенных пенсий в Магаданской области увеличился с 14 571 рубля, по состоянию на 1 января 2013 года, до 16 022 рублей, по состоянию на 1 января 2014 года.

Из произведенных расходов областного бюджета традиционно наибольшая часть направляется на содержание социальной сферы (более 50%) и жилищно-коммунального хозяйства (около 22%).

Современная демографическая ситуация в Магаданской области в целом отражает общероссийские тенденции, а также региональные особенности, из которых позитивными являются: снижение младенческой смертности и числа прерывания беременности, увеличение продолжительности жизни, и негативными - снижение численности населения, недоступность качественной медицинской помощи, высокая доля социально уязвимых групп в структуре населения, распространенность неформальной занятости и отсутствие гарантий в получении медицинской помощи, слабая ответственность граждан за свое здоровье.

Можно отметить следующие основные тенденции и проблемы функционирования семьи в Магаданской области:

- невысокая рождаемость, не обеспечивающая воспроизводство населения;

- невысокая доля детей и молодежи в демографической структуре населения;

- трансформация брачного поведения, более позднее вступление в брак, откладывание или отказ от регистрации брака;

- трансформация репродуктивного поведения, откладывание рождения первого ребенка, увеличение доли рождения детей в зрелом возрасте родителей;

- ухудшение уровня жизни семей, возникающее после рождения детей и возрастающее по мере увеличения числа детей в семье (16% среди полных семей с 1 ребенком, 30% - среди полных семей с 2 детьми и 50% - среди полных семей с 3 детьми и более);

- низкий уровень репродуктивного здоровья женщин, большое число заболеваний репродуктивной сферы и осложнений во время беременности и родов;

- высокий удельный вес детей с нарушениями здоровья;

- высокий уровень смертности мужчин трудоспособного возраста;

- высокий уровень распространенности курения, употребления алкоголя, наркотиков, в том числе среди подростков и молодежи;

- высокий уровень заболеваемости детей и подростков;

- недостаточный уровень ответственности родителей за свое здоровье и здоровье детей;

- распространенность социально обусловленных заболеваний среди взрослых и молодежи;

- возрастание удельного веса людей старших возрастных групп в демографической структуре населения;

- достаточно высокий уровень дифференциации доходов наименее обеспеченных и наиболее обеспеченных семей;

- значительная доля малообеспеченных семей с детьми в семейной структуре области;

- высокая доля в структуре бюджета семей расходов на питание и низкая - на образование, занятия спортом, отдых;

- высокая трудовая нагрузка взрослых членов семьи и недостаточное время для отдыха и воспитания детей;

- значительное число семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

- недостаточная доступность психологической и социально-педагогической помощи родителям и детям всех слоев населения;

- высокий удельный вес семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, нуждающихся в социальной поддержке;

- значительное число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, чьи родители лишены родительских прав или ограничены в них.

Анализ состояния семьи в Магаданской области убеждает, что она как сложный социальный институт, удовлетворяющий лично-семейные по форме, но общесоциальные по сути потребности, должна находиться под защитой государства. Опыт мирового сообщества показывает, что институциональные проблемы семьи эффективнее решаются путем реализации государственной семейной политики. Приоритетами успешного развития территории должны стать укрепление семьи как основы общества, а также формирование условий, при которых семья могла бы чувствовать уверенность в будущем, ощущала бы себя защищенной от рисков, связанных с появлением ребенка или нескольких детей в семье.


3. Цель, задачи и принципы государственной семейной политики в Магаданской области


Стратегической целью государственной семейной политики в Магаданской области является достижение благополучия семьей как условия благополучия каждого человека и общества в целом на основе поддержки семейных ценностей и семейного образа жизни, укрепления внутренних и внешних ресурсов семьи, ее способности успешно выполнять свои основные функции, усиления роли семьи как равноправного субъекта социальных отношений, содействия процессам социальной интеграции всех типов семей в общество.

Задачи государственной семейной политики в Магаданской области:

- создание условий для становления и развития семьи как самостоятельного и полноценного субъекта общества;

- повышение уровня благосостояния семей, прежде всего семей с детьми, путем активизации собственных резервов и укрепления семьи ресурсами государственной и общественной поддержки;

- создание условий для обеспечения государственных гарантий в области содействия занятости на рынке труда работников из семей с высокой семейной нагрузкой;

- повышение уровня обеспеченности и комфортности строящегося жилья с учетом семей с детьми;

- повышение качества общественного здоровья семьи;

- совершенствование структурной поддержки согласования родительских и профессиональных ролей мужчин и женщин в целях обеспечения равноправных отношений и равной ответственности за воспитание и развитие детей;

- совершенствование системы семейного образования в целях повышения родительской и социальной компетентности семей с детьми;

- совершенствование системы социальных услуг, отвечающих потребностям и укрепляющих ресурсы семей разного типа, повышение доступности и качества услуг;

- повышение престижа и ценности семейного образа жизни и рождения детей;

- расширение мер социальной поддержки семей с детьми;

- развитие и улучшение качества системы семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- формирование безопасной социальной среды, благоприятной для роста и развития детей;

- совершенствование законодательства в области семейной политики;

- формирование позитивного общественного мнения о семейном образе жизни;

- развитие и поддержка общественных структур, имеющих своей целью поддержку и развитие института семьи.

Исходя из целей и задач государственной семейной политики в Магаданской области ее основными принципами являются:

- равенство всех семей и их членов в праве на государственную поддержку независимо от социального положения, национальности и религиозных убеждений;

- государственная поддержка семьи с учетом комплексной оценки ресурсов, охвата всех сторон ее жизнедеятельности;

- дифференцированный подход к оказанию государственной поддержки семье в зависимости от характера проблемы и уровня ресурсов семьи;

- приоритет защиты интересов ребенка в семье, его права на безопасность, полноценное развитие и воспитание;

- суверенитет семьи, недопустимость произвольного вмешательства государства во внутренние дела семьи, за исключением случаев, связанных с нарушением закона и требующих правового регулирования семейных отношений;

- самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития;

- презумпция добросовестности родителей в осуществлении родительских прав и повышение авторитета родительства в семье и обществе;

- ответственность каждой семьи за воспитание, образование и развитие личности ребенка (детей) и за сохранение его здоровья;

партнерство семьи и государства, а также сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями;

- добровольное согласие членов семьи на получение социальных услуг и мер социальной поддержки, право на отказ от получения социальных услуг;

- приоритетное развитие мер поддержки для молодых семей и семей, имеющих двух и более детей;

- равноправие между мужчинами и женщинами, структурная поддержка согласования родительских и профессиональных ролей на основе принципа равного участия;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»