Решая вопросы развития топливозаправочного комплекса Республики Татарстан, необходимо исходить из потребностей в ГСМ автотранспортных средств Республики Татарстан. Данные статистической отчетности содержат погрешности, обусловленные многими причинами, поэтому не раскрывают истинной картины потребности в нефтепродуктах.
Для определения объемов потребления нефтепродуктов в республике различными ведомствами были проведены исследования рынка нефтепродуктов Республики Татарстан. Ранее расчеты проводились Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан и Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Татарстан. В расчетах последнего принимались объемы ввозимых нефтепродуктов на территорию республики, за исключением транзита, а также объемы нефтепродуктов собственного производства, реализуемых на территории республики.
Методика расчета потребности в ГСМ в республике основана на опросе всех крупных и средних предприятий промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства, торговли, строительства, а также бюджетных организаций. В настоящей Концепции представлены результаты расчетов, уточненных Министерством энергетики Республики Татарстан с учетом роста автомобильного парка в Республике Татарстан и потребления ГСМ.
Расчет потребности в моторном топливе для транспорта физических лиц производился по методологии, принятой институтами по проблемам транспорта.
В соответствии с рекомендациями Московского автодорожного института (МАДИ) в расчете принято среднее значение пробега легкового автомобиля в год (10 тыс. км). Потребность в бензине на 100 км составляет приблизительно 10 литров, или 0,008 тонны.
Кроме того, в расчетах предусмотрен транзитный автотранспорт, то есть по территории республики в среднем в год следуют транзитом 10 тыс. легковых и 20 тыс. грузовых автомобилей.
Объемы потребления ГСМ на территории Республики Татарстан в 2010 году (по оценке Министерства энергетики Республики Татарстан) представлены в следующей таблице:
N | Нефтепродукты | Потребность в ГСМ (тыс. тонн) |
1. | Автобензин | 1090,0 |
2. | Дизельное топливо | 1171,0 |
Итого | 2261,0 |
По данным Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, в республике на 01.01.2011 на государственном учете состоят 906,4 тыс. автотранспортных средств: 780,9 тыс. легковых автомобилей (86,2 процента от общего количества автотранспорта), 125,4 тыс. грузовых автомобилей и автобусов (13,8 процента).
Исходя из количества единиц автотранспортного парка республики и объемов потребления ГСМ расчетным путем определена средняя величина потребления моторного топлива на единицу автотранспортного средства в год. Одной автотранспортной единицей потребляется 1,39 тонны автобензина и 9,72 тонны дизельного топлива.
Основываясь на средневзвешенном потреблении моторного топлива одной автотранспортной единицей в республике, в целях изучения спроса и предложения на рынке моторного топлива, оптимального размещения АЗС на территории районов республики представляется возможным производить расчет потребления моторного топлива в разрезе районов, основных групп потребителей республики, видов деятельности.
Наибольшее количество автотранспортных средств приходится на крупные города республики. В г. Казани зарегистрировано 277,4 тысячи автотранспортных средств (30,6 процента от общего количества зарегистрированных в республике), г. Набережные Челны и Тукаевском муниципальном районе - 130,3 тысячи (14,4 процента), г. Нижнекамске и Нижнекамском муниципальном районе - 70,7 тысячи (7,8 процента). В последние годы наибольший рост количества автотранспортных средств наблюдается в Альметьевском, Дрожжановском, Высокогорском, Зеленодольском, Пестречинском, Муслюмовском, Черемшанском и Актанышском муниципальных районах. Вследствие этого увеличивается и потребность в ГСМ в этих регионах.
Расчетная потребность в ГСМ в разрезе районов республики представлена в приложении N 1 к настоящей Концепции.
По данным Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, физическим лицам республики принадлежит свыше 812,6 тысячи транспортных средств (или 89,7 процента), юридическим - свыше 93,7 тысячи транспортных средств (10,3 процента). Юридическим лицам принадлежит 3,7 процента легковых автомашин и 6,6 процента грузовых автомашин и автобусов, физическим лицам - 82,5 процента легковых автомашин и автобусов, а также 7,2 процента грузовых автомашин.
Исходя из количества автотранспортных средств и соотношения грузовых и легковых автомашин возможно определить потребление ГСМ основными группами потребителей республики.
Рыночное развитие экономики республики способствовало появлению на оптовом и розничном рынках нефтепродуктов множества операторов нефтепродуктообеспечения. Основными операторами нефтепродуктообеспечения в Республике Татарстан на оптовом рынке моторного топлива являются ОАО "Татнефть", ОАО "ХК "Татнефтепродукт", ООО "Автодорстрой", ОАО "ТАИФ-НК" и другие.
В 2010 году ОАО "Татнефть", ОАО "ТАИФ-НК", ОАО "ХК "Татнефтепродукт" через розничную сеть реализовано 409,3 тыс. тонн автомобильных бензинов, 245,5 тыс. тонн дизельного топлива.
Исходя из тенденций роста количества автотранспортных средств в республике в последние годы можно предположить, что в перспективе количество автотранспортных средств в республике будет расти.
В 2010 году в республике была завершена реализация Республиканской целевой программы "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006 - 2010 годы".
В результате реализации мероприятий указанной Программы плотность дорог Республики Татарстан на 01.01.2011 составила 214,8 км на 1000 кв. км (в том числе с асфальтобетонным покрытием - 172,7 км на 1000 кв. км), а индикатор обеспеченности дорогами составляет 0,22 км на 1 кв. км площади.
К 2011 году интенсивность на федеральных дорогах составляет в среднем 9215 автомобилей в сутки, на магистральных региональных - 5019 автомобилей в сутки, а к 2020 году составит соответственно 14209 и 7768 автомобилей в сутки.
Рост количества автотранспортных средств ведет к увеличению потребностей в ГСМ. При этом будет расти ускоренными темпами потребление в крупных городах, где развиты промышленность, сеть автомобильных дорог и концентрируется наибольшее количество населения республики.
Прогнозируемые объемы потребления моторного топлива через розничную сбытовую сеть в разрезе районов представлены в приложении N 2 к настоящей Концепции.