Действующий

О КОНЦЕПЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СЕТИ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ, АВТОГАЗОЗАПРАВОЧНЫХ И МНОГОТОПЛИВНЫХ СТАНЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2013 - 2015 ГОДЫ" (с изменениями на: 10.11.2012)

7. Обеспечение оптимальной плотности сбытовой сети Станций


Перенасыщение количеством АЗС в республике приведет к общему снижению рентабельности по отрасли и к последующему сокращению их числа, в связи с чем необходимо обеспечить оптимальное количество АЗС и их рациональное распределение по территории. При этом верхняя граница должна определяться экономической целесообразностью инвестиций в дальнейшее расширение сети АЗС. Нижняя граница количества АЗС должна определяться численностью автомобильного парка и его распределением по районам с учетом транзитных транспортных потоков.

В настоящее время в республике в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.08.2008 N 1286-р функционирует Межведомственная экспертная комиссия по рассмотрению и оценке проектов строительства АЗС, АГЗС и МАЗС в Республике Татарстан, которая является межведомственным координирующим органом, обеспечивающим коллегиальное рассмотрение вопросов рационального размещения АЗС на территории республики.

В настоящее время в муниципальных районах и городских округах республики проводится анализ эффективности деятельности Станций (топливозаправочных пунктов), качества предоставляемых услуг, а также наличия разрешительной документации.

В большинстве районов имеющееся количество АЗС, АГЗС и МАЗС несколько превышает расчетное значение. Однако, учитывая объем транзитных транспортных потоков для каждого района и республики в целом, следует, что в целом текущее количество Станций в республике близко к расчетному оптимальному значению.

Свидетельством достаточного насыщения республиканского рынка является снижение средней наценки Станций за последние годы с 25 - 30 до 15 процентов. Дальнейший неконтролируемый рост числа АЗС с учетом тенденции к снижению наценки вызовет проблемы, аналогичные тем, которые характерны для Западной Европы, а именно: снижение объемов реализации нефтепродуктов, закрытие нерентабельных и низкорентабельных станций, принадлежащих малому бизнесу, ухудшение финансовых результатов и, как следствие, отсутствие средств на своевременную модернизацию АЗС.

При этом следует внести уточнение, что общее число АЗС не вполне реально описывает положение, так как не учитывает географического расположения АЗС и тот факт, что последние размещены неравномерно относительно транспортных потоков. Имеются участки, где размещение АЗС экономически нецелесообразно в силу малых объемов реализации (сельские районы), но необходимо с точки зрения удовлетворения потребностей этого района. При дальнейшем снижении наценки эти АЗС в первую очередь окажутся нерентабельными. В то же время существуют участки с высокой плотностью транспортных потоков (например, в г. Казани и на автомобильных трассах), где выгодно размещение новых АЗС. Для определения таких участков необходимо выработать критерии оптимального размещения АЗС относительно транспортных потоков и уже существующих близлежащих АЗС. Подобная методика разработана ГУП НИИПИ Генплана г. Москвы и РГУ нефти и газа им. Губкина и утверждена Правительством г. Москвы. Целесообразно использовать опыт г. Москвы для обеспечения рационального роста республиканской сети АЗС и избежания потерь для экономики республики.

Размещение АЗС и АГЗС в населенных пунктах и на автомобильных трассах должно проводиться в соответствии с градостроительным законодательством на основе принципа полного удовлетворения потребительского спроса и соблюдения принципа разумной достаточности.

Для оптимального размещения Станций на территории республики необходимо разработать комплекс важнейших критериев и соответствующие рекомендации по проведению торгов при предоставлении земельных участков.

Место размещения комплекса или отдельной АЗС должно выбираться в строгом соответствии с утвержденной в установленном порядке и действующей градостроительной документацией, соответствующими схемами размещения, технико-экономическими обоснованиями, генеральными планами, проектами планировки и застройки и согласно программам развития транспортного комплекса Республики Татарстан.