Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 апреля 2015 года N 148


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 28 ДЕКАБРЯ 2012 ГОДА N 500 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБРАЗОВАНИЕ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2020 ГОДЫ)"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2020 года на основании Постановления Правительства Орловской области от 16.09.2019 N 526.
____________________________________________________________________

Правительство Орловской области

постановляет:

1. Внести изменение в постановление Правительства Орловской области от 28 декабря 2012 года N 500 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Образование в Орловской области (2013 - 2020 годы)", изложив приложение в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области по социальной политике О.Н. Ревякина.



Председатель Правительства
Орловской области
В.В.ПОТОМСКИЙ


Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 1 апреля 2015 года N 148

Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 28 декабря 2012 года N 500


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБРАЗОВАНИЕ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2020 ГОДЫ)"


ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБРАЗОВАНИЕ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2020 ГОДЫ)"

Наименование государственной программы

"Образование в Орловской области (2013 - 2020 годы)" (далее - государственная программа)

Ответственный исполнитель государственной программы

Департамент образования Орловской области

Соисполнители государственной программы

Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области;
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области;
Управление физической культуры и спорта Орловской области

Перечень подпрограмм

1) "Развитие системы дошкольного, общего и дополнительного образования детей и молодежи";
2) "Развитие системы профессионального образования, в том числе дополнительного профессионального образования";
3) "Государственная поддержка работников системы образования, талантливых детей и молодежи";
4) "Организация оценки качества образования";
5) "Функционирование и развитие сети образовательных организаций";
6) "Русский язык";
7) "Развитие воспитательной работы в образовательных организациях Орловской области"

Цель государственной программы

Создание оптимальных условий для обеспечения доступного, качественного и конкурентоспособного образования вне зависимости от места жительства и доходов обучающихся и воспитанников

Задачи государственной программы

1. Удовлетворение потребностей детей и молодежи в получении дошкольного, общего (включая коррекционное), дополнительного и профессионального образования.
2. Укрепление материально-технической базы и ресурсного обеспечения системы образования.
3. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся (студентов) на основе совершенствования спортивно-оздоровительных комплексов образовательных организаций и совершенствования организации питания.
4. Совершенствование системы кадрового обеспечения отрасли.
5. Повышение социального статуса педагогических работников

Целевые индикаторы и показатели государственной программы

1. Удельный вес численности населения в возрасте 5 - 18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте 5 - 18 лет.
2. Доступность дошкольного образования (отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования).
3. Отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10% школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10% школ с худшими результатами единого государственного экзамена.
4. Доля выпускников общеобразовательных организаций, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании.
5. Удельный вес численности выпускников образовательных организаций профессионального образования очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей их численности.
6. Охват населения программами дополнительного профессионального образования (удельный вес занятого населения в возрасте 25 - 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) переподготовку, в общей численности занятого в экономике населения данной возрастной группы)

Этапы и сроки реализации государственной программы

Государственная программа реализуется в один этап: с 2013 по 2020 год

Объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы

Общий объем средств, предусмотренных на реализацию государственной программы, - 50448928,3 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 6010914,4 тыс. рублей;
2014 год - 6065276,0 тыс. рублей;
2015 год - 6133138,5 тыс. рублей;
2016 год - 3872474,4 тыс. рублей;
2017 год - 4683258,0 тыс. рублей;
2018 год - 7538562,0 тыс. рублей;
2019 год - 7888781,0 тыс. рублей;
2020 год - 8256524,0 тыс. рублей;
из них: областной бюджет - 49312578,8 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 5298545,8 тыс. рублей;
2014 год - 5719880,1 тыс. рублей;
2015 год - 6132553,5 тыс. рублей;
2016 год - 3872474,4 тыс. рублей;
2017 год - 4683258,0 тыс. рублей;
2018 год - 7512562,0 тыс. рублей;
2019 год - 7862781,0 тыс. рублей;
2020 год - 8230524,0 тыс. рублей;
кроме того, 2014 год:
обеспечение софинансирования возврата остатков федерального бюджета 2013 года - 36230,1 тыс. рублей;
погашение кредиторской задолженности 2013 года - 97897,0 тыс. рублей;
ожидаемый объем средств федерального бюджета - 1002078,0 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 673334,1 тыс. рублей;
2014 год - 325743,9 тыс. рублей;
2015 год - 0,0 тыс. рублей;
2016 год - 0,0 тыс. рублей;
2017 год - 0,0 тыс. рублей;
2018 год - 1000,0 тыс. рублей;
2019 год - 1000,0 тыс. рублей;
2020 год - 1000,0 тыс. рублей;
кроме того, 2014 год:
возврат остатков федерального бюджета 2013 года - 79303,3 тыс. рублей;
ожидаемый объем средств муниципальных бюджетов - 133106,5 тыс. рублей,
в том числе:
2013 год - 37869,5 тыс. рублей;
2014 год - 19652,0 тыс. рублей;
2015 год - 585,0 тыс. рублей;
2016 год - 0,0 тыс. рублей;
2017 год - 0,0 тыс. рублей;
2018 год - 25000,0 тыс. рублей;
2019 год - 25000,0 тыс. рублей;
2020 год - 25000,0 тыс. рублей;
кроме того, 2014 год:
возврат остатков федерального бюджета 2013 года - 18022,5 тыс. рублей;
ожидаемый объем средств внебюджетных источников - 1165,0 тыс. рублей,
в том числе:
2013 год - 1165,0 тыс. рублей;
2014 год - 0,0 тыс. рублей;
2015 год - 0,0 тыс. рублей;
2016 год - 0,0 тыс. рублей;
2017 год - 0,0 тыс. рублей;
2018 год - 0,0 тыс. рублей;
2019 год - 0,0 тыс. рублей;
2020 год - 0,0 тыс. рублей.
По направлениям затрат:
капитальные вложения - 2507746,1 тыс. рублей;
НИОКР - 0;
прочие расходы - 47941182,2 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

1. Повысится удовлетворенность населения качеством образовательных услуг.
2. Будет обеспечено выполнение государственных гарантий общедоступности и бесплатности дошкольного и общего образования, в том числе специального (коррекционного).
3. Увеличится охват детей программами дополнительного образования детей.
4. Повысится эффективность использования бюджетных средств, будет обеспечена финансово-хозяйственная самостоятельность образовательных организаций за счет реализации новых принципов финансирования (на основе государственных (муниципальных) заданий).
5. Повысится привлекательность педагогической профессии и уровень квалификации преподавательских кадров.
6. Будут обеспечены потребности экономики региона в кадрах высокой квалификации

I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, включая описание текущего состояния, основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Приоритетными направлениями работы образовательной отрасли Орловщины являются обеспечение доступности и качества образования для всех социальных слоев населения в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.

На протяжении всего периода деятельности региональная система образования зарекомендовала себя как высококвалифицированная, наукоемкая отрасль, способная качественно выполнять задачи по обучению подрастающего поколения и профессиональной подготовке кадров.

В области создана и эффективно действует многоуровневая система образования, основанная на использовании современных методик и программ.

По состоянию на 1 сентября 2012 года система образования Орловской области представлена 198 детскими садами, 407 организациями, реализующими программы общего образования, 5 детскими домами, 131 организацией дополнительного образования детей, 12 организациями начального профессионального образования, 19 организациями среднего профессионального образования, 7 организациями высшего профессионального образования и 5 филиалами вузов.

Система дошкольного образования Орловской области представлена дошкольными организациями различных типов и видов: детскими садами полного дня (общеразвивающего, комбинированного, компенсирующего и других видов), сетью структур кратковременного пребывания (в том числе негосударственных), разновозрастными дошкольными группами на базе общеобразовательных школ, развивающейся общественно-семейной формой образования дошкольников (консультативные пункты для детей и родителей, услуги гувернерства и пр.).

В области в 2011 году функционировало 199 самостоятельных детских дошкольных образовательных учреждений. За последний год их число увеличилось на 16 единиц.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях организованы группы компенсирующей и оздоровительной направленности, где занимаются 3184 воспитанника, из них 80 детей-инвалидов.

Охват детей дошкольным образованием увеличился с 54,9% в 2010 году до 58,7% в 2012 году.

Программы общего образования, в том числе и коррекционной специфики, реализуют 387 муниципальных, 16 областных и 4 негосударственных организации, в которых обучаются более 70 тыс. человек. В 86,6% государственных и муниципальных общеобразовательных организациях обучение ведется в одну смену.

Для удовлетворения повышенных требований обучающихся к образованию действуют лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением предметов. Доля организаций повышенного уровня в Орловской области составляет 7%.

Коэффициент охвата полным средним образованием в регионе в 2011 году составляет 99,8% (этот показатель не изменяется на протяжении последних пяти лет).

В получении качественного образования заинтересовано педагогическое сообщество: обучающиеся, их родители, педагоги и работодатели.

В регионе наблюдается увеличение количества обучающихся, занимающихся по программам профильной подготовки и углубленного изучения отдельных общеобразовательных предметов.

Сложившаяся практика создания базовых школ (103) позволила значительно улучшить и модернизировать материально-техническую базу образовательных организаций области, создать "точки" инновационного развития, обеспечить доступность качественного образования.

Сеть государственных образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представлена 5 детскими домами, 3 школами-интернатами для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (1 из них для детей с ограниченными возможностями здоровья). Сеть специальных (коррекционных) организаций включает в себя 6 школ-интернатов VIII вида (для детей с умственной отсталостью), школу-интернат I - II вида (для глухих и слабослышащих детей), школу-интернат V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи).

Две общеобразовательные школы-интерната (Знаменская, Орловский лицей-интернат) реализуют образовательные потребности детей из малообеспеченных, многодетных, неполных семей.

По состоянию на 1 сентября 2012 года в детских домах и школах-интернатах области воспитывается 1,7 тыс. человек.

В основных направлениях государственной и региональной социальной политики по улучшению положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных организациях, главными задачами обозначены их полноценная реабилитация и социализация, подготовка к самостоятельной жизни и успешная интеграция в обществе.

В последние годы наметилась тенденция к сокращению количества воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с активным развитием семейных форм устройства детей при относительной сохранности контингента специальных (коррекционных) учреждений.

Сеть учреждений по внешкольной работе с детьми системы образования представлена 75 организациями: 4 областными и 71 муниципальной.

Методическую функцию осуществляют четыре государственные образовательные организации.

В 2012 году услугами дополнительного образования детей было охвачено 66133 ребенка с учетом способностей и наклонностей по 10 направлениям деятельности.

Свыше 80% общеобразовательных школ активно сотрудничают с организациями дополнительного образования детей. Более 45% детей охвачены новыми формами дополнительного образования детей (студии, театры, малые академии).

Организации, оказывающие услуги по отдыху и оздоровлению детей в Орловской области, представлены 3 санаториями, 13 детскими загородными оздоровительными лагерями, центрами. Кроме этого, в инфраструктуру детского отдыха и оздоровления включены также образовательные организации, учреждения социального обслуживания населения, организующие на своей базе оздоровительные лагеря с дневным пребыванием (в 2012 году - 426 лагерей), используются разнообразные активные формы отдыха и занятости подростков (туристские походы, слеты, трудовые объединения школьников, экологические отряды, оборонно-спортивные лагеря).

Эффективно реализуются вариативные образовательные, воспитательные программы детских загородных оздоровительных организаций. Растет популярность профильных смен: так, в 2012 году количество профильных смен для одаренных детей и детей, вовлеченных в объединения дополнительного образования, увеличено по сравнению с 2011 годом до 22, охват детей - до 3770, что на 20% больше, чем в предыдущем году.

В регионе сформирована и функционирует служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.

Проводится целенаправленная работа по улучшению положения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и лиц из их числа.

На базе бюджетного образовательного учреждения Орловской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр психолого-медико-социального сопровождения" (далее - БОУ ОО "Центр психолого-медико-социального сопровождения"), создан Центр дистанционного образования детей-инвалидов.

В 2012 году система профессионального образования Орловской области включает в себя 19 бюджетных образовательных учреждений среднего профессионального образования, 12 профессиональных училищ, бюджетное образовательное учреждение Орловской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Орловской области" (далее - БОУ ОО ДПО УМЦ по ГО ЧС Орловской области), бюджетное образовательное учреждение Орловской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Орловский институт усовершенствования учителей" (далее - БОУ ОО ДПО (ПК) С "Орловский институт усовершенствования учителей"). Общее количество обучающихся в бюджетных образовательных организациях профессионального образования составляет 10864 человека. Они проходят обучение по 76 специальностям и направлениям подготовки. Стратегия развития профессионального образования региона предусматривает качественную подготовку кадров в соответствии с современным уровнем развития науки, техники и технологии, повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников. Результатом данной работы является успешное трудоустройство выпускников образовательных организаций на региональном рынке труда.

Существует ряд проблем в системе образования Орловской области, которые являются препятствием для ее эффективного функционирования и успешного развития:

1) только в 65% общеобразовательных организаций обеспечено выполнение основных требований, определенных в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа": около 10% зданий всех учебных заведений нуждаются на сегодняшний день в капитальном ремонте и реконструкции, а почти 30% требуется серьезный текущий ремонт;

2) обеспеченность школьных библиотек учебной литературой составляет около 40%. Существует острая потребность в приобретении учебников, соответствующих федеральным государственным образовательным стандартам, и учебно-методических комплексов по новым образовательным курсам и предметам;

3) качество предлагаемых детям организациями дополнительного образования услуг является недостаточным по причине слабой материально-технической базы;

4) дефицит мест в дошкольных образовательных организациях, а также общеобразовательных организациях с углубленным изучением отдельных предметов;

5) недостаточная связь профессиональных образовательных организаций с представителями развивающегося рынка труда, несоответствие содержания профессионального образования задачам обеспечения конкурентоспособности подготавливаемых кадров;

6) оснащенные в разной степени необходимым оборудованием спортивные залы и площадки имеются лишь в 69% и 92% образовательных организаций;

7) количество педагогов, работающих в образовательной организации Орловской области свыше 20 лет, практически в 6 раз больше, чем педагогов со стажем от 5 до 10 лет. Бюджетные образовательные учреждения начального профессионального образования испытывают дефицит мастеров производственного обучения, владеющих перспективными технологиями, имеющих опыт работы на современном производстве;

8) низкая наполняемость классов в общеобразовательных организациях;

9) высокая доля расходов на оплату труда административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в общем фонде оплаты труда общеобразовательных организаций;

10) высокий процент износа технологического оборудования в образовательных организациях области;

11) низкий уровень квалификации работников пищеблоков сказывается на качестве приготовления пищи.

Средняя заработная плата учителей Орловской области почти на 6% выше средней заработной платы в целом по Орловской области за предшествующий год (при этом заработная плата учителей общеобразовательных организаций с углубленным изучением отдельных предметов выше средней заработной платы в регионе, в то время как у молодых педагогов, учителей без категории, с невысокой нагрузкой заработная плата существенно ниже среднеобластного показателя). С учетом сложности работы установившийся уровень заработной платы не обеспечивает привлекательности педагогических рабочих мест на рынке труда и часто ведет к закреплению в государственных образовательных организациях работников с низким уровнем квалификации.

Действующая система повышения квалификации педагогов нуждается в модернизации, в том числе в создании эффективного механизма обратной связи между организациями, предоставляющими услуги дополнительного профессионального образования, и заказчиком - государственными образовательными организациями и педагогами. В целях повышения профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников предполагается проведение с 2012 года наряду с тематическими и проблемными курсами повышения квалификации на базе БОУ ОО ДПО (ПК) С "Орловский институт усовершенствования учителей" выездных сессий по обмену опытом работы с коллегами из других регионов, а также участие в дистанционном обучении экспертов предметных комиссий единого государственного экзамена на базе Федерального центра тестирования. Планируется организация обучения методического и педагогического персонала БОУ ОО ДПО (ПК) С "Орловский институт усовершенствования учителей" на базе федеральных стажировочных площадок.

Использование программно-целевого метода позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на программных мероприятиях, ориентированных на решение первоочередных задач развития системы образования Орловской области.

В случае отказа от использования программно-целевого метода образовательные учреждения региона в рамках текущего финансирования не смогут эффективно осуществлять мероприятия по повышению качества образовательных услуг.

II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цель, задачи и показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов ее реализации

Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены в следующих документах:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

4. Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»