Дорожное хозяйство представляет собой сложный инженерный, имущественный, организационно-технический комплекс, включающий в себя автомобильные дороги общего пользования со всеми сооружениями, необходимыми для их нормальной эксплуатации, а также предприятия и организации по ремонту и содержанию этих дорог.
Дорожное хозяйство Владимирской области является одним из элементов транспортной инфраструктуры, который обеспечивает конституционные гарантии граждан на свободу передвижения и делает возможным свободное перемещение товаров и услуг. Наличием и состоянием сети автомобильных дорог общего пользования определяется территориальная целостность и единство экономического пространства.
Для взаимосвязанного развития экономики и дорожно-транспортного комплекса требуется определение государственной политики, направленной на реформирование дорожного хозяйства Владимирской области, создание механизмов формирования дорожной сети, отвечающей потребностям общества, обеспечивающей растущий спрос на автомобильные перевозки.
Основной целью реформирования дорожного хозяйства является переход к новой системе управления, ориентированной на достижение результатов и повышение эффективности функционирования отрасли.
Стремительный рост количества транспортных средств и увеличение объема грузовых и пассажирских перевозок на автомобильном транспорте привели к значительному повышению интенсивности движения, что в существующих условиях способствует появлению системных транспортных заторов, снижению скорости движения, росту транспортных издержек и ухудшению экологической обстановки.
Недостаточный уровень развития транспортного обслуживания сельских территорий не позволяет преодолеть существующий пространственный и коммуникационный разрыв между городом и селом.
В создавшейся ситуации необходимо принять меры по качественному изменению состояния дорожной сети для обеспечения развития автомобильных дорог в соответствии с потребностями экономики и населения.
Местоположение Владимирской области рядом со столичным регионом обусловливает потребность в развитой дорожно-транспортной инфраструктуре, что влечет за собой высокий показатель плотности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием.
По состоянию на 01.01.2022 сеть автомобильных дорог общего пользования Владимирской области составляет 15449,9 км, в том числе: 535 км - федерального значения, 5055,1 км - регионального или межмуниципального значения и 9859,8 км - местного значения (районов, городских округов, городских поселений).
Из общей протяженности сети автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения параметры I технической категории имеют 1,7 км, 169,8 км - II, 710,9 км - III, 3121,1 км - IV и 1051,6 км - V технической категории.
По типам покрытия автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения делятся на дороги с твердым (усовершенствованным) покрытием (4471,8 км), переходным покрытием (568,5 км) и грунтовые (14,8 км).
На автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения расположено 193 искусственных сооружения (мосты и путепроводы) общей протяженностью 8829,4 п. м и 5771 водопропускная труба.
Автомобильные дороги местного значения отнесены в основном к IV - V категориям (9547,7 км, или 96,8%).
В рамках Программы ежегодно проводятся работы по оценке технического состояния сети автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения путем проведения диагностики.