Владимирская область богата уникальными культурными традициями, где целенаправленно развиваются народное, музыкальное и театральное искусство, музейное дело, проводятся крупномасштабные всероссийские праздники и фестивали. Более тысячи учреждений культуры, почти 7 тысяч творческих работников области обеспечивают жителям их конституционное право доступа к культурным ценностям. Большую роль в этом играет "Ведомственная целевая программа "Сохранение и развитие культуры Владимирской области", которая действует с 2002 года и позволяет определять приоритеты развития отрасли на конкретном этапе, является инструментом решения проблем культуры в нашем регионе.
Это, в первую очередь, проблемы, связанные с реконструкцией, восстановлением и сохранением объектов культуры, культурного наследия, развитием современной инфраструктуры областных учреждений культуры, укреплением и модернизацией их материально-технической базы, информатизацией отрасли.
Так, в настоящее время менее 53% памятников культурного наследия регионального значения находятся в удовлетворительном состоянии. Острым остается вопрос противопожарной безопасности культурно-досуговых учреждений. Темпы износа культурных ценностей и объектов продолжают опережать темпы их восстановления.
Во-вторых, в результате экономического кризиса проблемы культуры при реализации бюджетных средств отодвигались на второй план, поэтому в настоящее время требуется неотложная помощь в деле модернизации областных учреждений культуры, внедряющих новые "культурные услуги", спектр которых будет доступен всем гражданам, проживающим в различных местах области и принадлежащим к различным социальным группам.
В-третьих, в условиях информатизации общества сохранение конкурентоспособности культуры в большой мере зависит от ускорения формирования информационных сетей. В этих целях требуется внедрение информационных технологий и современного оборудования для обеспечения культурной деятельности, особенно в библиотечном и музейном деле.
В-четвертых, в отрасли идет "старение" кадрового потенциала. Для решения задачи формирования молодой смены работников культуры требуется система мер по обеспечению качества художественного образования и подготовки специалистов, поддержки молодых дарований; решение проблем переподготовки и повышения квалификации кадров.
В-пятых, в настоящее время не сформирована современная маркетинговая стратегия продвижения областного культурного продукта на российском и международном рынке. В последние 20 лет зарубежные гастроли театральных и концертных коллективов стали редкостью из-за финансовых трудностей. Культурный обмен потребует поддержки таких форм работы, как фестивали, выставки, смотры, конкурсы различного уровня и направлений, в том числе через систему общественно значимых творческих проектов.
В-шестых, в современных условиях успешное функционирование отрасли зависит от целенаправленного формирования новых экономических механизмов деятельности учреждений как автономных, так и бюджетных нового типа.