В последнее десятилетие предпринят ряд шагов по модернизации профессионального образования. В первую очередь, это совершенствование содержания образования: повышение гибкости образовательных программ, преодоление ранней узкой специализации, внедрение федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Однако новые возможности используются недостаточно, прежде всего, из-за недостатка стимулов к повышению качества. Развитие экономики предъявляет новые требования к структуре и качеству подготовки специалистов и рабочих кадров. Необходимы целенаправленные усилия для преодоления диспропорций. Повышение качества пришло в противоречие с расширением доступности профессионального образования - в колледжи и вузы поступают десятки тысяч выпускников школ с низкими баллами единого государственного экзамена.
Очевидна тенденция расширения конкуренции между традиционными организациями профессионального образования и новыми системами корпоративной подготовки (корпоративные университеты, тренинговые компании, системы внутрифирменной подготовки кадров).
Система профессионального образования области представляет 4 уровня образования: среднее профессиональное, дополнительное профессиональное и высшее образование, профессиональное обучение.
В области функционирует 60 образовательных организаций профессионального образования. Общая численность студентов в организациях профессионального образования составляет 63 тыс. чел., ежегодный прием - 20,2 тыс. чел., выпуск - 16,3 тыс. чел.
Учебные заведения области готовят кадры для энергетики, торговли и общественного питания, транспорта, строительства, выпускают экономистов, юристов, работников образования, здравоохранения, культуры и искусства и ряд других специалистов.
Подготовка кадров ведется по 392 профессиям и специальностям: по 50 образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, 89 образовательным программам подготовки специалистов среднего звена и 253 образовательным программам высшего образования. За последние 3 года наметилась тенденция расширения технических профессий и специальностей. Перечень профессий и специальностей технического профиля в профессиональных образовательных организациях в области составляет 47 наименований образовательных программ среднего профессионального образования (27% общей численности), в вузах - 66 наименований образовательных программ высшего образования (33% общей численности). В 2011 и 2012 годах открыты 11 профессий и специальностей технического профиля.
В целом политика в сфере профессионального образования области направлена на решение проблем подготовки кадров для ведущих отраслей экономики области.
Основными проблемами в системе профессионального образования области являются:
- дефицит педагогических кадров по специальным дисциплинам технического профиля;
- учебно-материальная база учреждений профессионального образования не соответствует требованиям современных производственных технологий;
- низкая активность участия работодателей в процессе подготовки кадров;
- не обеспечен в полной мере доступ лиц с ограниченными возможностями здоровья к образовательным ресурсам для получения профессионального образования.