ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 марта 2015 года N 269


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОБЛАСТИ ОТ 28 ОКТЯБРЯ 2013 ГОДА N 1100


Правительство области постановляет:

1. Внести в постановление Правительства области от 28 октября 2013 года N 1100 изменения, изложив государственную программу Вологодской области "Развитие транспортной системы", утвержденную указанным постановлением, в новой редакции (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

По поручению Губернатора области
первый заместитель Губернатора области
А.Н.ЛУЦЕНКО




Приложение
к Постановлению
Правительства области
от 30 марта 2015 года N 269


"Утверждена
Постановлением
Правительства области
от 28 октября 2013 года N 1100

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ"

(ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)


Паспорт Государственной программы

Ответственный исполнитель Государственной программы

-

Департамент дорожного хозяйства и транспорта области

Исполнитель Государственной программы

-

Департамент имущественных отношений области

Подпрограммы Государственной программы

-

"Развитие сети автомобильных дорог общего пользования";
"Транспортное обслуживание населения";
"Обеспечение реализации Государственной программы"

Цель Государственной программы

-

формирование единого транспортного пространства области на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры

Задачи Государственной программы

-

сохранение и развитие сети автомобильных дорог общего пользования области;
формирование единой дорожной сети круглогодичной доступности для населения области;
обеспечение транспортного обслуживания населения

Целевые показатели (индикаторы) Государственной программы

-

доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения, %;
прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, % к предыдущему году;
доля протяженности опорной сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности опорной сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения, %;
обеспеченность опорной сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения объектами придорожного сервиса, ед. на 1000 км;
объем дорожно-строительных материалов, произведенных на территории области, используемых для строительства и ремонта дорог,
в общем объеме используемых для строительства и ремонта дорог дорожно-строительных материалов, %;
доля дорожно-транспортных происшествий с сопутствующими дорожными условиями в общем количестве дорожно-транспортных происшествий, %;
доля сельских населенных пунктов области, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения по дорогам с твердым покрытием, %;
доля дорог с усовершенствованным типом покрытия в общей протяженности сети автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, %;
количество межмуниципальных автобусных маршрутов, ед.;
количество перевезенных пассажиров по межмуниципальным автобусным маршрутам, тыс. чел.;
объем инвестиций в основной капитал по курируемым видам деятельности, млн. рублей;
объем привлеченных средств из федерального бюджета на софинансирование программ и непрограммных мероприятий на территории области по курируемым видам деятельности, млн. рублей;
прирост высокопроизводительных рабочих мест, ед., к предыдущему году

Сроки реализации Государственной программы

-

2014 - 2020 годы

Объемы финансового обеспечения Государственной программы за счет средств областного бюджета

-

объем финансового обеспечения Государственной программы за счет средств областного бюджета составляет 32077021.2 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 4929248.9 тыс. рублей;
2015 год - 4026533.3 тыс. рублей;
2016 год - 3882785.4 тыс. рублей;
2017 год - 4649918.7 тыс. рублей;
2018 год - 4741778.0 тыс. рублей;
2019 год - 4862980.0 тыс. рублей;
2020 год - 4983776.9 тыс. рублей,
из них:
за счет собственных доходов областного бюджета - 30483407.0 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2014 год - 4115616.9 тыс. рублей;
2015 год - 3821823.8 тыс. рублей;
2016 год - 3882785.4 тыс. рублей;
2017 год - 4074646.0 тыс. рублей;
2018 год - 4741778.0 тыс. рублей;
2019 год - 4862980.0 тыс. рублей;
2020 год - 4983776.9 тыс. рублей;
за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета в форме субвенций и субсидий, иных межбюджетных трансфертов - 810442.6 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2014 год - 30460.4 тыс. рублей;
2015 год - 204709.5 тыс. рублей;
2017 год - 575272.7 тыс. рублей;
за счет средств ОАО "Газпром" - 783171.6 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2014 год - 783171.6 тыс. рублей;
за счет средств Дорожного фонда области - 30778613.9 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2014 год - 3946360.5 тыс. рублей;
2015 год - 3921194.4 тыс. рублей;
2016 год - 3842238.9 тыс. рублей;
2017 год - 4609372.2 тыс. рублей;
2018 год - 4699789.0 тыс. рублей;
2019 год - 4819951.0 тыс. рублей;
2020 год - 4939707.9 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

-

за период реализации Государственной программы планируется достижение следующих результатов:
снижение доли протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения с 96.65% в 2012 году до 96.16% в 2020 году;
ежегодный прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, на 0.5% к предыдущему году;
снижение доли протяженности опорной сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности опорной сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения с 79.59% в 2012 году до 76.33% в 2020 году;
повышение обеспеченности опорной сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения объектами придорожного сервиса с 35 ед. на 1000 км в 2012 году до 50 ед. на 1000 км в 2020 году;
увеличение объема дорожно-строительных материалов, произведенных на территории области, используемых для строительства и ремонта дорог, в общем объеме используемых для строительства и ремонта дорог дорожно-строительных материалов (по основным видам дорожно-строительных материалов) с 54% в 2012 году до 77% в 2020 году;
снижение доли дорожно-транспортных происшествий с сопутствующими дорожными условиями в общем количестве дорожно-транспортных происшествий с 31.3% в 2012 году до 20.8% в 2020 году;
увеличение доли сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения по дорогам с твердым покрытием, с 68.5% в 2012 году до 68.7% в 2020 году;
увеличение доли дорог с усовершенствованным типом покрытия в общей протяженности сети автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения с 44.4% в 2012 году до 44.8% в 2020 году;
увеличение количества межмуниципальных автобусных маршрутов с 89 ед. в 2012 году до 91 ед. в 2020 году;
увеличение количества перевезенных пассажиров по межмуниципальным автобусным маршрутам с 2750.0 тыс. человек в 2012 году до 2795.0 тыс. человек в 2020 году;
увеличение объема инвестиций в основной капитал по курируемым видам деятельности с 7197.4 млн. рублей в 2012 году до 14825.5 млн. рублей в 2020 году;
привлечение из федерального бюджета на софинансирование программ и непрограммных мероприятий на территории области по курируемым видам деятельности 1370.6 млн. рублей за весь период реализации Государственной программы;
обеспечение прироста высокопроизводительных рабочих мест на 2219 ед. к 2020 году


I. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы


Сферой реализации Государственной программы является обеспечение развития и устойчивого функционирования транспортной системы Вологодской области.

Транспорт является одной из крупнейших отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры области. Наряду с другими базовыми отраслями, он обеспечивает ключевые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей.

Транспортный комплекс области представлен практически всеми основными видами транспорта общего пользования - железнодорожным, автомобильным, городским наземным электрическим, воздушным, внутренним водным.

На 1 января 2013 года транспортный комплекс включает в себя автобусные маршруты общей протяженностью 25.6 тыс. км; железнодорожные пути общего пользования эксплуатационной длиной 769 км; внутренние водные судоходные пути протяженностью 1577 км; более 1.5 тыс. км внутренних авиалиний гражданской авиации; 19.6 тыс. км автомобильных дорог, из них: федеральных дорог - 635.7 км, региональных - 11.1 тыс. км, муниципальных - 7.9 тыс. км. По транспортным путям ежесуточно перевозится более 650 тыс. пассажиров, свыше 154 тыс. тонн грузов.

Объем платных услуг транспорта населению области составляет 18.1% от общего объема услуг. Количество организаций транспорта, осуществляющих деятельность на территории области, составляет 7.7% от общего количества организаций всех отраслей экономики.

Автомобильный пассажирский и городской наземный электрический транспорт


В транспортном комплексе области ведущее место по оказанию услуг населению занимает автомобильный пассажирский и городской наземный электрический транспорт, которым перевозится 96.0% пассажиров от общего объема перевозок, осуществляемых всеми видами транспорта.

Автобусами транспорта общего пользования обслуживается население 15 городов, 13 рабочих поселков, 274 населенных пунктов, расположенных в сельской местности. Населению 13 муниципальных районов области предоставляются транспортные услуги только автомобильным транспортом.

Маршрутная сеть автомобильного пассажирского и городского наземного электрического транспорта организована с учетом потребностей в перевозках населения муниципальных районов и городских округов, является в настоящее время оптимальной и удовлетворяет платежеспособный спрос населения в пассажирских перевозках.

В пределах Вологодской области проходят транспортные коридоры:

"Транссиб" (Владивосток - Челябинск - Буй - Вологда - Череповец - Бабаево - Санкт-Петербург);

"Север - Юг" (Москва - Данилов - Вологда - Вожега - Архангельск с ответвлением на Воркуту и Мурманск).

Плотность железнодорожных путей общего пользования на территории Вологодской области составляет 53 км на 10 тыс. кв. км при среднероссийском уровне 50 км.

Железнодорожный транспорт


На территории Вологодской области перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом осуществляет Северная железная дорога, в западной части области - Октябрьская железная дорога.

Северная пригородная пассажирская компания осуществляет пригородные перевозки по следующим направлениям: Вологда - Череповец, Череповец - Бабаево, Вологда - Буй, Вологда - Вожега, Коноша - Вожега и Вологда - Данилов. Северо-Западная пригородная пассажирская компания осуществляет перевозку пассажиров по территории области по следующим маршрутам: "Подборовье - Хвойная - Подборовье" (транзит по территории области) 2 раза в неделю (вторник, четверг) и "Тихвин - Бабаево - Тихвин".

Перевозки пассажиров осуществляются 26 пригородными поездами. Все железнодорожные пути общего пользования на территории области электрифицированы.

Внутренний водный транспорт


По территории Вологодской области проходят водные магистрали: Волго-Балтийский водный путь (ВБВП) и река Сухона с Северо-Двинской шлюзованной системой (СДШС).

На территории области расположены 7 организаций, осуществляющих перевозку и переработку грузов, 2 района водных путей и судоходства, обеспечивающих содержание судоходной обстановки на внутренних водных путях, 2 района гидросооружений и судоходства, обеспечивающих пропуск судов через гидротехнические сооружения, а также выработку электроэнергии.

Перевозка населения области речным транспортом осуществляется паромной переправой (Великоустюгский муниципальный район) и катером (Междуреченский муниципальный район).

На территории Вологодской области расположены основные гидротехнические сооружения Волго-Балта: 8 судоходных шлюзов; 3 гидроэлектростанции; 5 водосбросов; 3 водохранилища и другие сооружения (плотины, дамбы, мостовые и паромные переправы). Общая протяженность Волго-Балтийского водного пути по Вологодской области составляет 361 км.

Северо-Двинская шлюзованная система построена в 1828 году и представляет собой комплекс подпорных и судоходных гидротехнических сооружений, соединяющих ряд озер. Общая протяженность системы - 127 км.

Воздушный транспорт


В воздушном пространстве на территории области с запада на восток проходит коридор международных воздушных трасс.

На территории Вологодской области функционирует 2 авиапредприятия (ОАО "Вологодское авиационное предприятие" и ООО "Авиапредприятие "Северсталь"). Перевозки по местным и внутренним авиалиниям, а также чартерные авиаперевозки осуществляются самолетами Як-40 и CRj-200, авиационное обслуживание отраслей экономики области осуществляется вертолетами Ми-8 и Ми-2.

В аэропортах "Вологда" и "Череповец" созданы условия, обеспечивающие безопасную работу авиатранспорта в соответствии с предъявляемыми требованиями к данному виду деятельности.

Проблемы функционирования и развития транспортного комплекса


Территориальное положение Вологодской области достаточно выгодное. Через территорию области проходят основные транспортные магистрали, соединяющие южную и центральную Россию с северными и восточными регионами. Область располагает удобными выходами к основным российским рынкам.

Однако недостаточный уровень развития сети автомобильных дорог не позволяет в полной мере использовать конкурентные преимущества области с точки зрения реализации ее транзитного потенциала.

Значительный рост объемов перевозок грузов сдерживается дефицитом пропускных возможностей транспортной инфраструктуры.

Кроме того, недостаточное развитие сети автомобильных дорог на территории области сдерживает рост личной мобильности граждан (приобретение автомобилей в личную собственность), развитие малого и среднего бизнеса, которые в рыночных условиях невозможны без высокого уровня автомобилизации.

Дорожная сеть Вологодской области, не отвечающая нормативным требованиям, за период с 2007 по 2012 год увеличилась с 93.50% до 96.65%.

Ухудшение данного показателя связано в первую очередь с низким показателем соотношения уровня финансирования ремонта и содержания автомобильных дорог к потребности, рассчитанной в соответствии с утвержденными нормативами.

Фактически за период с 2009 года на содержание автомобильных дорог выделялось не более 33.1% от нормативной потребности, на ремонт автомобильных дорог - в среднем менее 3% от нормативной потребности. Таким образом, многие виды работ, необходимые для сохранения транспортно-эксплуатационных характеристик дорог, не были выполнены. К таким работам относятся: работы по восстановлению элементов аварийных деревянных мостов, по восстановлению деформационных швов на мостах, по покраске металлических пролетных строений внеклассных мостов. Вынужденно уменьшена цикличность работ по снегоочистке и обработке автодорог противогололедными материалами в зимний период, сокращены объемы работ по очистке барьерного ограждения и дорожных знаков от снега, объем работ по профилированию гравийных дорог с добавлением нового материала в летний период.

Рост доли региональных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, обусловлен увеличением протяженности дорог, у которых истек нормативный межремонтный срок. Ежегодно должен проводиться плановый ремонт 2.6 тыс. км автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, фактически за последние годы проводился ремонт не более 37.4 км автодорог ежегодно.

Неудовлетворительное транспортно-эксплуатационное состояние большинства автомобильных дорог области приводит к росту транспортных издержек и снижению скорости доставки грузов и пассажиров. Рост транспортных издержек ведет в свою очередь к снижению конкурентоспособности произведенной продукции, что является сдерживающим фактором для развития экономики области.

Рост цен на топливо, электрическую энергию, эксплуатационные материалы, а также изношенность подвижного состава различных видов транспорта не позволяет повысить качество и доступность транспортных услуг для населения.

Из-за отсутствия дорог с твердым покрытием 1356 населенных пунктов области не имеют круглогодичной транспортной связи с районными центрами. В данных населенных пунктах проживает 2.8% от населения области. Ограниченность транспортной доступности сельских населенных пунктов приводит к отсутствию возможности предоставления необходимых социальных услуг, квалифицированной медицинской помощи населению.

Остается низким уровень безопасности транспортной деятельности, особенно на автомобильном транспорте. Сильная изношенность и недостаточная прочность дорожного покрытия способствуют повышению уровня аварийности. За 2009 год на автомобильных дорогах Вологодской области произошло 137 дорожно-транспортных происшествий с сопутствующими дорожными условиями, в 2010 году - 126, в 2011 - 123, а в 2012 - 127.

В связи с неудовлетворительными состоянием и темпами развития автомобильных дорог и улично-дорожной сети возникают заторы на автомобильных дорогах, уменьшается скорость движения транспорта, что приводит к ухудшению экологической обстановки. Автомобильный транспорт является основным загрязнителем воздушного бассейна, его доля в общих выбросах составляет в среднем по области 20.6%. В общей массе выбросов от автотранспорта по области на г. Череповец приходится 31.5%, г. Вологду - 28%, г. Сокол - 3.4%, г. Великий Устюг - 3.3%. Выброс загрязняющих веществ автотранспортом от общего количества выбросов в городах составляет: в Вологде - 88%, в Великом Устюге - 84%, в Соколе - 60%, в Череповце - 9.8%. В шумовом воздействии на население городов доля автомобильного транспорта достигает 85%. Кроме того, ужесточение требований безопасности дорожного движения, особенно в зимнее время, влечет загрязнение придорожных территорий химическими веществами, используемыми для борьбы с зимней скользкостью. Велика энергоемкость строительства и содержания автомобильных дорог, что также приводит к значительным объемам вредных выбросов в атмосферу.

Таким образом, важнейшей проблемой в развитии транспортной системы области является отставание в развитии дорожной сети от потребностей экономики и населения, что выражается в неудовлетворительном транспортно-эксплуатационном состоянии, высокой степени износа и несоответствии современным техническим требованиям существующей сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения и искусственных сооружений на них.

Прогноз развития транспортного комплекса


Приоритетными направлениями развития транспортного комплекса области являются:

сохранение сложившейся системы транспортных коридоров, отвечающих главным трансконтинентальным и общероссийским связям, и обеспечение их дальнейшего развития в соответствии с федеральными программами;

улучшение планировочной структуры основных региональных автомобильных дорог в целях совершенствования внутренних сообщений, повышения плотности дорожной сети, усиления связей с сетью автомобильных дорог соседних областей;

обеспечение круглогодичной доступности единой дорожной сети области для населения и хозяйствующих субъектов;

проведение мероприятий, направленных на соблюдение и совершенствование технологии перевозочного процесса, формирование оптимальной маршрутной сети и расписаний движения транспортных средств;

обеспечение уровня предложения транспортных услуг различными видами транспорта, достаточного для удовлетворения потребностей населения;

повышение технико-эксплуатационных характеристик существующей транспортной инфраструктуры, организация обходов основных транспортных узлов для увеличения их пропускной способности, обеспечения надлежащей безопасности, скорости движения и улучшения экологической обстановки;

освоение инновационных технологий строительства, реконструкции и содержания транспортной инфраструктуры.

В целях преодоления сложившейся ситуации в транспортном комплексе области разрабатываются программы, определяющие основные направления развития дорожного хозяйства области на долгосрочную перспективу.

Это обеспечивает своевременную разработку проектной документации и реализацию дорожных проектов, имеющих длительный инвестиционный цикл (он составляет 3 - 6 лет), в соответствии с утвержденными перспективными планами.

Благодаря созданию с 1 января 2012 года Дорожного фонда области увеличились расходы на содержание, ремонт и строительство региональных автодорог. В связи с этим планируется заметно увеличить показатели ввода и ремонта автомобильных дорог и мостов.

Это позволит начиная с 2016 года переломить тенденцию ежегодного увеличения доли региональных дорог, не отвечающих нормативным требованиям.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»