Торговля является одной из важнейших отраслей экономики Кабардино-Балкарской Республики, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют на развитие производства потребительских товаров и уровень жизни населения. Основной социальной целью развития торговли является предоставление потребителям широкого ассортимента качественной, доступной продукции.
В настоящее время в развитии розничной торговли республики наблюдаются следующие положительные тенденции: рост числа хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере торговли, стабильный рост оборота розничной торговли, снижение доли продажи товаров на рынках, устойчивое насыщение торговой сети основными продовольственными и непродовольственными товарами.
Вместе с тем, несмотря на быстрые темпы роста оборота розничной торговли в последние годы, по объемам на душу населения Кабардино-Балкарская Республика по-прежнему отстает от общероссийского показателя.
Качественные преобразования в отрасли связаны с дальнейшим сокращением неорганизованной формы торговли и открытием торговых организаций различных форматов: гипермаркетов, крупных торговых центров и комплексов, масштабным развитием розничных сетей. При этом развитие сетевого ритейлера осуществляется в основном за счет аренды и приобретения торговых площадей без капитальных вложений в новое строительство.
В Кабардино-Балкарской Республике осуществляют деятельность федеральные и региональные розничные сетевые компании, к наиболее крупным из них относятся сети магазинов: продовольственных - "Магнит", "Караван", "Ласточкино гнездо", "Кенгуру", "Симба"; непродовольственных - "Поиск", "Эльдорадо", "М.Видео", "Эксперт", "Детский мир", "Евросеть", "Связной", "Золушка", "Адидас", "585" и др.
Тенденция роста сетевой торговли создает дополнительные возможности расширения рынка, повышает прозрачность торговых операций, увеличивает налоговые поступления, позволяет внедрять современные, передовые технологии, расширяет географию сбыта для производителей. Сетевая торговля способствует развитию конкуренции между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность в республике, в формате "удобного магазина", расположенного в радиусе территориальной и пешеходной доступности населения, решению проблемы соблюдения типизации и рационального размещения торговой сети, стимулирует производителей повышать качество продаваемых товаров.
Важную роль в снабжении населения товарами играют розничные рынки, которые являются наиболее приемлемой формой продажи сельскохозяйственной продукции крестьянско-фермерскими хозяйствами и гражданами, ведущими подсобные хозяйства.
В настоящее время в республике функционируют 16 розничных рынков. При этом активность стихийных форм торговли на рынках снижается вследствие приведения розничных рынков в соответствие с законодательными и иными нормативными правовыми актами.
На сегодняшний день республиканский сектор оптовой торговли, так же, как и розничной, находится на стадии роста. Вместе с тем представлен значительным количеством относительно небольших компаний и характеризуется низкой консолидацией. В связи с этим крупные розничные сети самостоятельно организуют в рамках своих компаний дистрибьюторские подразделения, обслуживающие зачастую не только точки продаж материнской компании, но и торговые объекты других, более мелких, розничных сетей. В целом организация оптового звена не структурирована.
Объем оптового оборота ниже розничного более чем на 70 процентов, что свидетельствует о потенциале развития инфраструктуры оптовой торговли, необходимости капиталовложений в целях создания складских баз и зональных торговых центров.
В настоящее время в республике отсутствуют логистические комплексы, оказывающие промышленным и торговым организациям услуги по ответственному хранению грузов, погрузочно-разгрузочным работам, комплектации заказов, предпродажной подготовке, страхованию, инвентаризации, доставке грузов и другие услуги.
Для решения данной проблемы требуются развитие логистического оптового бизнеса, создание распределительных оптовых центров, оказание поддержки субъектам предпринимательства, занимающимся оптовой и оптово-розничной деятельностью, в выделении земельных участков для строительства объектов оптовой торговли, привлечении инвестиций и кредитных ресурсов.
Большинство актуальных проблем развития торговли являются общими для всех регионов, они сформулированы в Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности, энергетики и торговли Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. N 2733.
(в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 03.06.2020 N 122-ПП)