2.4.1. Планируемое развитие лесозаготовительного, деревообрабатывающего, целлюлозно-бумажного и иного производства, использующего древесину
Напряженная ситуация в лесопромышленном комплексе республики диктует необходимость реализации новой государственной политики и стратегии в области управления и развития лесопромышленного комплекса, разработки и практического осуществления комплекса экономических, финансовых, производственно-технических и социальных мер, обеспечивающих развитие всех подотраслей лесопромышленного комплекса республики. В таких развитых лесопромышленных странах мира, как США, Канада, Швеция, Финляндия, существуют национальные программы, стратегии развития лесного сектора на 10 - 20, 50 лет. Мировой опыт показывает, что устойчивый экономический рост возможен только при наличии долгосрочной стратегии, учитывающей национальные особенности.
Национальные программы и стратегии развития лесного сектора делают упор на ориентацию производителей на глубокую переработку заготовленной древесины и древесных отходов; повышение технического уровня производства, обеспечивающего выпуск конкурентоспособной продукции и расширение ассортимента продукции; сертификацию лесных ресурсов по стандартам ИСО 14000, системам сертификации лесоуправления FSC и PEFC.
Содействие в обеспечении устойчивого развития предприятий лесопромышленного комплекса в Чувашской Республике осуществлялось в соответствии с подпрограммой "Развитие лесного хозяйства в Чувашской Республике" по следующим направлениям:
(в ред. Указа Главы Чувашской Республики от 01.04.2015 N 49)
оказание малым предприятиям лесопромышленного комплекса консультационной помощи в организации эффективного бизнеса и подготовке бизнес-планов;
оказание содействия в привлечении предприятий лесопромышленного комплекса на аукционы по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков в целях использования лесов для заготовки древесины;
подготовка и рассмотрение на заседаниях Координационного совета по лесопромышленному комплексу Чувашской Республики предложений о замене невостребованных участков лесосечного фонда (по причине низкого качества выставляемого на аукционы леса или труднодоступности делянок) на более востребованные лесные участки;
развитие транспортной инфраструктуры в лесном фонде - строительство и ввод дорог лесохозяйственного назначения;
создание интегрированных структур на базе лесоперерабатывающих предприятий.
Лесным планом предусматривается развитие арендных отношений, которые в перспективе становятся доминирующей правовой формой использования лесов.
Основными видами использования лесов на основании договоров аренды в Чувашской Республике являются заготовка древесины, осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, ведение сельского хозяйства, осуществление рекреационной деятельности, создание лесных плантаций и их эксплуатация, выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Предусматривается развитие арендных отношений с осуществлением ежегодного контроля за освоением лесосечного фонда в целях повышения степени освоения лесосечного фонда и выставления на аукционы новых лесных участков.
За счет развития арендных отношений Лесным планом предусматривается увеличить долю арендованных лесных участков в общей площади земель лесного фонда в 2013 году до 18,5%, в 2015 году - до 23%, а в 2018 году - до 33%.
За счет развития арендных отношений Лесным планом предусматривается увеличить объем освоения расчетной лесосеки в 2011 году до 50%, в 2015 году - до 65%, а в 2018 году - до 80%.