Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ (2014 И 2015 ГОДЫ)" (с изменениями на: 26.03.2015)

4.1. Анализ ситуации


В республике осуществляются мероприятия, направленные на информирование и профессиональную ориентацию молодежи, повышение престижа рабочих специальностей.

Постановлением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 22.05.2013 N 25-ПП утверждена Концепция развития системы профессиональной ориентации школьников и молодежи в Республике Хакасия на 2013 - 2017 годы. Распоряжением Главы Республики Хакасия от 09.10.2013 N 185-рп утвержден Комплекс мер по проведению профессиональной ориентации школьников и молодежи в Республике Хакасия на 2014 - 2017 годы.

С целью профессиональной ориентации организуются встречи с представителями работодателей Республики Хакасия по вопросам подготовки квалифицированных кадров, проводятся ярмарки вакансий рабочих и учебных мест, "Профориентационные часы", Дни занятости, Дни профконсультаций, Дни открытых дверей; проводятся республиканские конкурсы по специальностям и профессиям; для рекламы рабочих профессий и образовательных учреждений, осуществляющих подготовку рабочих кадров, используются средства массовой информации.

С целью популяризации рабочих профессий проводятся конкурсы профессионального мастерства среди обучающихся профессиональных образовательных организаций, организуется цикл теле- и радиопередач о востребованных профессиях.

Таким образом, в Республике Хакасия имеются определенные условия для осуществления профориентационной работы как важнейшей части образовательных услуг, оказываемых государством.

Однако до сих пор в системе профессионального образования преобладает подготовка кадров с высшим образованием, тогда как современное производство требует большее количество рабочих кадров. Такое положение дел характерно и для Хакасии.

Кроме того, в связи со сложной демографической ситуацией уменьшается численность выпускников школ, соответственно идет сокращение количества обучающихся профессиональных образовательных организаций. За последние пять лет число студентов техникумов и училищ сократилось в среднем на 25%. Сложившаяся ситуация не дает возможности быстро решить кадровую проблему для инвестиционных проектов Абакано-Черногорской агломерации, сфер экономики республики только за счет выпускников общеобразовательных организаций. В результате этого важным направлением деятельности профессионального образования становится обучение граждан различных возрастных групп.

В республике сложилась практика, когда помимо реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в образовательных организациях республики осуществляется обучение граждан по дополнительным образовательным профессиональным программам: программам профессиональной подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Так, в 2013 году по программам дополнительного профессионального образования прошло обучение более 15 тысяч граждан, включающих различные возрастные группы занятого населения, граждан из числа безработного населения и другие категории, что составило 5% от общей численности населения, занятого в экономике. Этого недостаточно для пополнения рынка труда республики кадрами требуемого объема.

В соответствии с этим приоритетными задачами реализации данного направления Программы стали:

совершенствование системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных организаций, молодежи на рабочие профессии и их сопровождения в профессиональном самоопределении, ориентация выпускников учреждений профессионального образования на требования рынка труда и их трудоустройство;

развитие адресных программ для удовлетворения потребностей в профессиональном обучении граждан независимо от их возраста, состояния здоровья, социального положения, ранее полученного образования и места проживания путем создания доступной среды для обучения инвалидов и лиц с ограниченными особенностями здоровья; обучение женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет; обучение лиц пенсионного возраста;

развитие региональных сетей и инструментов оценки и признания квалификаций.