Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ (2014 И 2015 ГОДЫ)" (с изменениями на: 26.03.2015)

2.1. Анализ ситуации


В учреждениях профессионального образования Республики Хакасия подготовка ведется по 40 рабочим профессиям для 12 отраслей экономики. Две трети учреждений ведут подготовку по пяти и более профессиям. Анализ распределения контингента обучающихся в образовательных организациях показывает, что наибольшее их количество обучается по профессиям, относящимся к таким укрупненным группам специальностей, как "Строительство и архитектура" (14,4%), "Сельское и рыбное хозяйство" (14,7%), "Транспортные средства" (10%), "Металлургия, машиностроение и металлообработка" (6,5%), "Сфера обслуживания" (6,7%), "Технология продовольственных товаров и потребительских продуктов" (18,6%).

По программам подготовки специалистов среднего звена подготовка кадров ведется по 15 укрупненным группам специальностей (далее - УГС), 59 специальностям.

В образовательных организациях высшего образования подготовка специалистов ведется по 16 УГС, более чем по 60 специальностям, направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры.

В 2013 году в республике в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" принят Порядок установления за счет бюджетных ассигнований из республиканского бюджета Республики Хакасия организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, контрольных цифр приема.

Особенностью нового порядка является то, что распределение контрольных цифр приема (далее - КЦП) будет происходить на конкурсной основе. КЦП для профессиональных образовательных организаций устанавливаются Министерством образования и науки Республики Хакасия.

За последние три года в Хакасии проведена работа по оптимизации и реструктуризации сети профессиональных образовательных организаций. В результате чего в республике созданы многоуровневые и многопрофильные образовательные учреждения путем присоединения учреждений начального профессионального образования к существующим уже учреждениям среднего профессионального образования.

В течение двух последних лет изменили государственный статус три образовательные организации начального профессионального образования. Кроме того, созданы и функционируют четыре ресурсных центра по подготовке кадров для строительной отрасли, сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, а также агропромышленного комплекса. В мае 2013 года статус ресурсного центра присвоен АГОУ СПО "Саяногорский политехнический техникум".

В рамках деятельности ресурсных центров осуществляется работа по совершенствованию содержания образовательных программ, внедряется модульное обучение, организуется стажировка мастеров производственного обучения, проводятся мастер-классы и семинары для преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения.

Вместе с тем проведенный анализ показывает, что в системе профессионального образования Республики Хакасия существуют следующие проблемы:

неполное соответствие объемов и профилей подготовки рабочих кадров в системе начального и среднего профессионального образования запросам региональной экономики. Отсутствие среднесрочных и долгосрочных прогнозов потребности предприятий и организаций республики в квалифицированных кадрах. Это в свою очередь приводит к дисбалансу спроса и предложения на рынке труда, невозможности системе профессионального образования быть гибкой и своевременно формировать содержание образования под конкретного клиента системы;

формирование контрольных цифр приема происходит не столько в соответствии с реальными потребностями в специалистах, сколько в соответствии с массой других оснований, таких как удовлетворение потребности абитуриентов, возможностей образовательного учреждения; социальной миссией образовательной организации и др.;

отсутствие достаточного финансирования, устаревшая материально-техническая база большей части образовательных организаций, что не позволяет готовить специалистов с новыми профессиональными компетенциями, востребованных на рынке труда.

Обозначенные проблемы выдвигают на первый план следующие приоритетные задачи:

создание системы прогнозирования потребностей рынка труда на основе стратегической программы социально-экономического развития Республики Хакасия;

проведение структурно-содержательной модернизации системы профессионального образования в направлении удовлетворения потребностей рынка труда Республики Хакасия путем оптимизации сети образовательных организаций, развития ресурсных центров для подготовки квалифицированных кадров, отвечающих современным требованиям производства (металлообработка и энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, агропромышленный комплекс, строительство и транспорт), отработки различных моделей интеграции общего и профессионального образования, создания профильных образовательных кластеров;

превращение системы профессионального образования в востребованную на республиканском рынке труда и производстве экономическую сферу, эффективно взаимодействующую со всей инфраструктурой республики;

реконструкция действующей материально-технической базы образовательных организаций в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, создание новых высокотехнологичных учебных мастерских;

увеличение объемов практико-ориентированных методов обучения, разработка новых образовательных программ на основе модульного принципа представления содержания, реализация сетевых форм обучения, развитие моделей обучения на рабочем месте на предприятиях.

По итогам реализации мероприятий настоящей программы будет разработан прогноз потребности в выпускниках профессиональных образовательных организаций по объемам и направлениям подготовки с учетом реальных запросов рынка труда и путей развития экономики на период до 2017 года, а также сформировано государственное задание на его основе.

В ходе ее выполнения в республике будет:

проведен анализ спроса и предложения на рынке труда и рынке образовательных услуг на 5-летний период;

разработан прогноз потребности экономики по видам экономической деятельности в специалистах с профессиональным образованием всех уровней на период до 2015 года;

разработан проект контрольных цифр приема всех уровней профессионального образования республики в целом, где будет исключено дублирование при реализации образовательных программ;

создана высокотехнологичная учебная и производственная база образовательных организаций;

созданы сетевые формы взаимодействия профессиональных и общеобразовательных организаций по реализации и освоению образовательных программ профессионального образования.