ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 марта 2014 года N 128

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ (2014 И 2015 ГОДЫ)"

(в редакции Постановления Правительства Республики Хакасия от 26.03.2015 N 118)

В целях приведения нормативных правовых актов Республики Хакасия в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с последующими изменениями) Правительство Республики Хакасия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Развитие профессионального образования в Республике Хакасия (2014 и 2015 годы)".

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Хакасия от 02.03.2011 N 107 "Об утверждении республиканской комплексной программы "Развитие профессионального образования в Республике Хакасия (2011 - 2015 годы)".

Глава Республики Хакасия -
Председатель Правительства
Республики Хакасия
В.ЗИМИН



Приложение


Утверждена
постановлением
Правительства Республики Хакасия
от 26.03.2014 N 128

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ (2014 И 2015 ГОДЫ)"


(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия
от 26.03.2015 N 118)

ПАСПОРТ региональной программы "Развитие профессионального образования в Республике Хакасия (2014 и 2015 годы)"

Наименование

- региональная программа "Развитие профессионального образования в Республике Хакасия (2014 и 2015 годы)"

Государственный заказчик

- Министерство образования и науки Республики Хакасия

Дата принятия решения о разработке

- План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в сфере образования Республики Хакасия", утвержденный постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 28.02.2013 N 14-п;
Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренная коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации 18.07.2013

Цель

- создание современной системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, способной обеспечивать качественную подготовку квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями экономики Республики Хакасия

Задачи

- обеспечение соответствия квалификаций выпускников профессиональных образовательных организаций требованиям экономики Республики Хакасия;
консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии системы профессионального образования;
создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности;
создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся

Целевые показатели

- увеличение доли выпускников дневной (очной) формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования (включая программы высшего профессионального образования), трудоустроившихся не позднее завершения первого года после выпуска, в общей численности выпускников дневной (очной) формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования соответствующего года - до 55%, в том числе по годам: 2014 - 53%; 2015 - 55%;
создание не менее двух многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования, в том числе по годам: 2014 - 1; 2015 - 1;
увеличение доли образовательных организаций, создавших кафедры и другие подразделения на предприятиях, в общей численности образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, - до 20%, в том числе по годам: 2014 - 6%; 2015 - 20%;
увеличение удельного веса числа образовательных организаций среднего профессионального образования, обеспечивающих доступность обучения и проживания лиц с ограниченными возможностями здоровья, в общем их числе - до 13%, в том числе по годам: 2014 - 10%; 2015 - 13%;
увеличение охвата населения программами дополнительного профессионального образования (удельный вес численности занятого населения в возрасте 25 - 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) переподготовку, в общей численности занятого в экономике населения данной возрастной группы) - до 37%, в том числе по годам: 2014 - 37%; 2015 - 37%

Сроки и этапы реализации

- 2014 - 2015 годы в два этапа.
1 этап - 2014 год;
2 этап - 2015 год

Объем и источники финансирования

- 29100,0 тыс. рублей, в том числе республиканский бюджет Республики Хакасия - 24000,0 тыс. рублей; внебюджетные средства профессиональных образовательных организаций Республики Хакасия - 5100,0 тыс. рублей.
Из них:
2014 год - 14500,0 тыс. рублей, в том числе республиканский бюджет Республики Хакасия - 12000,0 тыс. рублей; внебюджетные средства профессиональных образовательных организаций Республики Хакасия - 2500,0 тыс. рублей;
2015 год - 14600,0 тыс. рублей, в том числе республиканский бюджет Республики Хакасия - 12000,0 тыс. рублей;
внебюджетные средства профессиональных образовательных организаций Республики Хакасия - 2600,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты

- модернизация системы начального и среднего профессионального образования в направлении удовлетворения потребностей рынка труда Республики Хакасия;
подготовка квалифицированных кадров по приоритетным направлениям развития экономики Республики Хакасия (металлообработка и энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, агропромышленный комплекс, строительство, транспорт);
снижение безработицы среди граждан, имеющих профессиональное образование;
оснащение современным учебно-производственным, компьютерным оборудованием и программным обеспечением профессиональных образовательных организаций, внедряющих современные образовательные программы и обучающие технологии:
организация стажировки и обучения специалистов в ведущих российских образовательных центрах с привлечением к этой работе объединений работодателей, коммерческих организаций, предъявляющих спрос на выпускников профессиональных образовательных организаций;
формирование экспертно-аналитических и сертификационных центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций;
кооперирование профессиональных образовательных организаций с представителями бизнес-структур для формирования устойчивых двухсторонних связей по трудоустройству выпускников и поддержанию процессов непрерывного образования для сотрудников предприятий;
внедрение и поддержка механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих эффективное финансирование профессиональных образовательных организаций, а также механизмов и моделей хозяйственной самостоятельности образовательных организаций


1. Введение


На современном этапе в фокусе внимания государственной стратегии в области профессионального образования находятся вопросы развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций. Это обусловлено инновационным развитием экономики и тем, что современный рынок труда остро ощущает дефицит кадров по рабочим профессиям.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" задает новые векторы развития системы профессионального образования и профессионального обучения. В законе:

установлена новая структура профессионального образования, включающая в себя программы подготовки специалистов среднего звена и программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих);

вводятся программы профессионального обучения, в том числе подготовки, повышения квалификации и переподготовки по рабочим профессиям;

вводятся новые инфраструктурные единицы - учебные центры профессиональных квалификаций, кафедры и иные структурные подразделения образовательных организаций на предприятиях, многофункциональные центры прикладных квалификаций и т.п.;

закрепляется ориентация на профессиональные стандарты федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, программ профессионального обучения, программ дополнительного профессионального образования, профессионально-общественной аккредитации программ профессионального образования, аттестации работников сферы образования;

гарантирована общедоступность среднего профессионального образования.

Еще одним документом, определяющим единую государственную политику в сфере профессионального образования России, стала Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года.

Сеть организаций профессионального образования в Хакасии включает одну организацию высшего образования и четыре филиала вузов, 19 профессиональных образовательных организаций и три филиала профессиональных образовательных организаций. В данных образовательных организациях обучаются более 24 тыс. человек, из них в профессиональных образовательных организациях - около 9 тыс. человек, в образовательных организациях высшего образования - около 15 тыс. человек.

Вместе с тем в экономике республики сложилась ситуация, когда при наличии рабочей силы, формально имеющей достаточный уровень профессионального образования, не хватает квалифицированных и опытных работников отдельных профессий и квалификаций.

Тенденция изменений объемов выпуска рабочих и специалистов не согласуется с потребностями рынка труда. Снижение доли выпускников профессиональных образовательных организаций происходит на фоне возрастающей потребности экономики Республики Хакасия в квалифицированных рабочих.

По данным Государственного комитета по занятости населения Республики Хакасия в республике преобладает спрос на рабочие профессии, который составляет около 80% от общей потребности в кадрах. Текущая и перспективная потребности в кадрах организаций и предприятий, расположенных на территории Хакасии, на период 2014 - 2016 годов составляет 8118 человек, в том числе служащих - 3813 человек, рабочих - 4305 человек. Согласно полученным данным наибольшую потребность в указанный период будут испытывать работодатели, осуществляющие деятельность в сфере добычи полезных ископаемых, - 1334 человека, образования - 1255 человек, здравоохранения - 1141 человек, строительства - 1126 человек, обрабатывающих производств - 901 человек.

(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 26.03.2015 N 118)

Остро стоит проблема обеспеченности квалифицированными кадрами в добывающей отрасли Республики Хакасия, в том числе по причине отдаленности предприятий от крупных городов, способных восполнять образующиеся вакансии трудовыми ресурсами (1334 человека). Потребность в служащих составляет 154 человека и выражена в инженерно-технических работниках со спецификой подготовки для горнорудной отрасли. Прогнозная потребность в квалифицированных работниках, занятых на горно-обогатительных работах, - 1180 человек, в том числе востребованы машинисты землеройных машин (машинист бульдозера, машинист экскаватора), водители крупнотоннажных машин, электрослесарь подземный, слесарь по ремонту машин и оборудования, электрогазосварщик, в городах Сорске, Черногорске, Аскизском и Орджоникидзевском районах.

(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 26.03.2015 N 118)

По данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия перспективная потребность организаций жилищно-коммунального хозяйства в рабочих и специалистах среднего звена различного профиля составляет около 1200 человек. В сфере строительства потребность в специалистах составляет 228 человек - это инженер различных специализаций, мастер, руководитель участков и работ. Текущую и перспективную потребность строительная отрасль испытывает по рабочим профессиям (каменщик, штукатур, электрогазосварщик, плотник, формовщик железобетонных изделий и конструкций, электромонтажник, бетонщик, кровельщик) - 898 человек. Сфера торговли испытывает потребность в продавцах, кассирах торгового зала, менеджерах и товароведах (более 400 человек). В сельском хозяйстве во всех муниципальных образованиях Республики Хакасия потребность в рабочих составляет 297 человек, служащих - 127 человек, профессий агроном, зоотехник, водитель, механизатор, рабочий, уборщик территории.

(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 26.03.2015 N 118)

В организациях, оказывающих услуги по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, потребность составляет 208 человек, из них 194 человека - рабочие и 14 человек - специалисты. Наиболее востребованы профессии машиниста котельной, слесаря по ремонту оборудования котельных, электрослесаря. В сфере транспорта и связи потребность в специалистах составляет 36 человек, квалифицированных работниках - 48 человек профессий водитель автомобиля, мастер дорожный, кондуктор.

(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 26.03.2015 N 118)

По-прежнему преобладает доля выпускников образовательных организаций по специальностям "экономика" и "юриспруденция". Выпускники с профессиональным образованием для реального сектора экономики составляют 25% от их общей численности.

Наблюдается сокращение общего количества молодежи, поступающей на основные программы среднего профессионального образования, что связано с уменьшением количества выпускников общеобразовательных организаций. Высшее образование остается престижным вопреки потребностям рынка труда, и эта тенденция сохранится на среднесрочную перспективу.

В целом существует ряд системных причин, характерных для профессионального образования, обуславливающих дефицит и проблемы подготовки кадров рабочих и специалистов среднего звена.

Первая группа причин связана со слабой мотивацией преподавателей и мастеров производственного обучения, низким уровнем учебно-материальной базы. В некоторых профессиональных образовательных организациях республики материальная база отстает от той, которая имеется на самом производстве.

Вторая группа причин - слабая профессиональная мотивация молодежи к работе на предприятиях с низкой культурой производства и уровнем заработной платы, отсутствием социальных гарантий и потребительским подходом работодателей к молодому специалисту. Получение профессии рабочего пока не гарантирует человеку материальное благополучие, общественное признание и реализацию личностных устремлений.

Третья группа причин сводится к отсутствию системы ранней профориентации и консультирования школьников. Система среднего образования ориентирована в своей работе на получение учащимися высшего образования и не учитывает потребности экономики и рынка труда.

Вместе с тем стратегические приоритеты социально-экономического развития Республики Хакасия, комплексная программа социально-экономического развития Республики Хакасия (реализация инвестиционных проектов, приоритеты в развитии сфер экономики: агропромышленный комплекс, ЖКХ, строительство, металлообработка, энергетика, туристическая сфера) ставят республиканскую систему профессионального образования перед необходимостью кардинальных качественных сдвигов в подготовке кадров.

Концепция развития системы среднего профессионального образования Республики Хакасия на 2014, 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 598 (с последующими изменениями), определила приоритеты развития профессионального образования Республики Хакасия.

Система подготовки квалифицированных кадров призвана обеспечивать рост человеческого капитала, необходимого для модернизации и технологического развития экономики Республики Хакасия.

Это определяет цель развития системы профессионального образования Республики Хакасия, которая заключается в создании современной системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, способной обеспечивать качественную подготовку квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями экономики и общества.

И дальнейшие векторы развития системы профессионального образования Республики Хакасия связаны с построением такой системы подготовки кадров.

Принципами развития системы профессионального образования Республики Хакасия стали:

непрерывность системы подготовки квалифицированных кадров, возможность получения необходимых знаний, навыков, компетенций и квалификаций в течение всего периода трудовой деятельности;

доступность и высокое качество профессионального образования;

ведущая роль государственно-частного партнерства в подготовке квалифицированных кадров;

сбалансированность системы профессионального образования по уровням и профилям подготовки с потребностями рынка труда;

открытость системы профессионального образования;

использование программно-целевого и проектного методов.

Создание эффективной системы профессионального образования является одним из основных факторов обеспечения устойчивого экономического роста Республики Хакасия, социальной стабильности общества, механизмом поддержания устойчивой занятости молодежи.

Программа развития профессионального образования в Республике Хакасия является частью работы, проводимой Правительством Республики Хакасия по развитию человеческих ресурсов, расширению возможности трудоустройства молодежи, обеспечению непрерывности образования, формированию конкурентоспособных кадров с широкой компетенцией и фундаментальными знаниями для реализации инновационных проектов государства, бизнеса, сферы услуг.

В целях реализации Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года, Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в сфере образования Республики Хакасия", утвержденного постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 28.02.2013 N 14-п, Концепции развития системы среднего профессионального образования Республики Хакасия на 2014, 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 598 (с последующими изменениями), выделены основные блоки - направления модернизации профессионального образования республики:

1) обеспечение соответствия квалификаций выпускников профессиональных образовательных организаций требованиям экономики Республики Хакасия.

Данное направление Программы предполагает внедрение практики анализа рынка труда и формирования прогноза потребностей экономики в трудовых ресурсах в соответствии со стратегическими направлениями и программами социально-экономического развития Республики Хакасия; деятельность органов инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие рынка труда и системы образования на республиканском уровне; развитие взаимодействия образовательных организаций всех уровней профессионального образования, находящихся на территории республики, для решения вопросов обеспечения квалифицированными кадрами регионального рынка труда; оптимизацию деятельности профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих подготовку квалифицированных кадров, и их взаимодействие с общеобразовательными организациями; расширение объема практико-ориентированных методов обучения, разработку новых образовательных программ на основе модульного принципа представления содержания; реализацию сетевых форм обучения, развитие моделей обучения на рабочем месте на предприятиях; разработку и внедрение современных инструментов оценки качества услуг профессиональных образовательных организаций, базирующихся на показателях эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) профессиональных образовательных организаций, их руководителей и основных категорий работников;

2) консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии системы профессионального образования.

Данное направление предполагает развитие механизмов и форм участия организаций реального сектора экономики и социальной сферы в управлении республиканской системой профессионального образования и образовательными организациями; развитие механизмов государственно-частного партнерства образовательных организаций, организаций реального сектора экономики и социальной сферы, в том числе создание структурных подразделений профессиональных образовательных организаций на предприятиях, развитие практики целевой подготовки обучающихся; повышение финансовой устойчивости и сбалансированности бюджетов профессиональных образовательных организаций, в том числе на развитие моделей многоканального финансирования, расширение практики создания образовательными организациями учебных полигонов, учебно-тренировочных центров, малых молодежных предприятий; повышение эффективности использования имеющихся ресурсов республиканской системы профессионального образования, в том числе оптимизация региональной сети профессиональных образовательных организаций; развитие уникальных образовательных ресурсов на базе ресурсных центров с целью развития на их базе сетевых форм реализации образовательного процесса; на создание сети методических центров профессионального образования;

3) создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.

Данное направление предполагает формирование современной системы профессиональной ориентации и консультирования по вопросам развития карьеры; реализацию на базе профессиональных образовательных организаций диверсифицированного набора адресных, коротких, эффективных программ для удовлетворения потребностей в профессиональном обучении различных категорий граждан независимо от их возраста, состояния здоровья, социального положения, ранее полученного образования и места проживания; обеспечение социальной поддержки обучающихся, в том числе социально уязвимых групп, включая сохранение социальных льгот, предусмотренных для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования, обеспечение доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья; развитие инфраструктуры оценки и признания квалификаций, признания результатов неформального профессионального обучения;

4) создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся.

Данное направление предполагает создание условий для развития выпускников с точки зрения обеспечения их занятости и самозанятости; целевое обучение навыкам предпринимательства; подготовку в области эффективного поведения на рынке труда; формирование навыков коллективной работы, в том числе на основе развития студенческих объединений, проектных форм учебной работы; развитие олимпиадного движения (системы конкурсов) в сфере профессионального мастерства; проведение чемпионатов предпринимательских идей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»