Территория | Год | ||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |
Российская Федерация | 26,2 | 27,5 | 29,0 | 30,5 | 31,8 |
Сибирский федеральный округ | 32,7 | 33,9 | 34,1 | 34,7 | 40,5 |
Республика Хакасия | 36,1 | 37,1 | 40,0 | 47,8 | 49,2 |
Основными причинами, по которым показатели занятости работников во вредных условиях труда по Республике Хакасия выглядят несколько хуже аналогичных показателей по Российской Федерации и Сибирскому федеральному округу, являются следующие:
в республике удельный вес работников, занятых в добывающих отраслях и металлургии, значительно выше, чем в Российской Федерации и Сибирском федеральном округе;
добывающие отрасли представлены в Хакасии преимущественно добычей угля, железной руды, молибдена, золота, причем значительная часть этих полезных ископаемых добывается шахтным способом, что обусловливает высокую занятость работников во вредных условиях труда;
расширение масштабов проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и улучшение ее качества за последние три года обусловило большую выявляемость вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах;
работы по модернизации оборудования, систем и технологических процессов на рабочих местах с целью улучшения условий труда проводятся на предприятиях в недостаточном объеме из-за низкой рентабельности большинства производств и неустойчивого спроса на выпускаемую продукцию и оказываемые услуги.
Вместе с тем в Республике Хакасия достигнуты значительные позитивные изменения. В результате совместной работы всех субъектов системы управления охраной труда за последние десять лет удалось уменьшить количество несчастных случаев на производстве более чем в три раза: с 785 случаев в 2002 году до 246 случаев в 2012 году.
За указанный период в Хакасии сформирована, законодательно оформлена и успешно работает трехуровневая система управления охраной труда, включающая в себя органы государственной власти, профессиональные союзы, муниципальные органы власти и непосредственно работодателей. Координирует деятельность всех субъектов в области охраны труда Республиканский координационный совет по охране труда - постановление Правительства Республики Хакасия от 30.12.2005 N 438 "Об образовании Республиканского координационного совета по охране труда" (с последующими изменениями).
Министерство труда и социального развития Республики Хакасия контролирует осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в области охраны труда, переданных им в соответствии с Законом Республики Хакасия от 27.09.2007 N 60-ЗРХ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия отдельными государственными полномочиями в области охраны труда" (с последующими изменениями). В администрациях городов и районов республики работают специалисты по охране труда.
Наблюдается тенденция устойчивого роста объемов финансирования работодателями мероприятий по охране труда. Так, по итогам 2012 года расходование финансовых средств на охрану труда по предприятиям и организациям, учтенным органами статистики, составило 785,8 млн рублей, что на 13,0% превышает соответствующий показатель 2011 года. В расчете на одного работающего на охрану труда израсходовано в 2012 году 9802 рубля, в 2011 году - 8958 рублей.