1.1. Введение.
Цель разработки стратегии - определение приоритетных направлений инвестиционной политики Рязанской области на период до 2025 года.
Инвестиционная стратегия Рязанской области на период до 2025 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с требованиями Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного решением Наблюдательного совета Автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" 3 мая 2012 года, и основывается на положениях ключевых стратегических и программных документов Российской Федерации и Рязанской области.
1.2. Прогнозный сценарий развития российской и мировой экономики.
Согласно прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанному Минэкономразвития России, в долгосрочной перспективе развитие российской экономики будет определяться следующими основными тенденциями:
- адаптацией к замедлению роста мировой экономики и спроса на углеводороды;
- усилением зависимости платежного баланса и экономического роста от притока иностранного капитала и состояния инвестиционного климата;
- исчерпанием имеющихся технологических заделов в ряде высоко- и среднетехнологичных отраслей экономики при усилении потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста;
- необходимостью преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт);
- начавшимся сокращением населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров;
- усилением конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках, при значительном сокращении ценовых конкурентных преимуществ из-за опережающего роста заработной платы, энергетических издержек.
С учетом этого основные варианты долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации определяются степенью реализации следующих ключевых факторов:
- развитие и реализация сравнительных преимуществ российской экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах;
- интенсивность инновационного обновления обрабатывающих производств и динамика производительности труда;
- модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры;
- развитие институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность, эффективность государственных институтов;
- укрепление доверия в обществе и социальной справедливости, включая вопросы легитимности собственности;
- интенсивность повышения качества человеческого капитала и формирование среднего класса;
- интеграция евразийского экономического пространства.
Различие прогнозных сценариев вытекает из внутренних факторов, разной модели поведения бизнеса и государственной политики развития и обеспечения макроэкономической сбалансированности.
Инновационный и форсированный сценарии предполагают более сложную модель управления и для государства, и для бизнеса. Сценарии связаны со значительными объемами инвестирования в проекты по развитию высоких технологий и человеческого капитала с параметрами окупаемости, далеко выходящими за сложившиеся на рынке среднесрочные пределы. Основные барьеры вызваны дефицитом конкурентоспособных, по мировым критериям, профессиональных кадров, как на уровне корпораций, так и на уровне государственного управления, неэффективностью механизмов координации совместных усилий.