Очередной бюджетный период станет важным этапом развития межбюджетных отношений с бюджетами 463 муниципальных образований Ростовской области в связи с необходимостью принятия трехлетних бюджетов в программном формате, обеспечения реализации указов Президента Российской Федерации и дальнейшего изменения в разграничении полномочий.
В этих условиях должны быть исключены риски несбалансированности областного и местных бюджетов.
Так, с 1 января 2014 г. с местного на региональный уровень передаются вопросы, связанные с финансовым обеспечением образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Дополнительные расходы областного бюджета на 2014 год оцениваются в объеме более 5,4 млрд. рублей.
В связи с этим в целях сбалансированности региональных бюджетов на федеральном уровне приняты поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предусматривающие перераспределение 10 процентов отчислений от налога на доходы физических лиц с местных на региональные бюджеты.
С 1 января 2014 г. вводится ряд принципиальных новаций в областное бюджетное законодательство, направленных на стимулирование органов местного самоуправления к наращиванию собственной доходной базы, актуализацию методик расчетов в целях повышения стабильности объемов финансовой помощи местным бюджетам.
Изменения коснутся порядка расчета налогового и неналогового потенциалов местных бюджетов, используемых при расчетах дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, а также порядка определения общего объема и распределения указанных дотаций.
Продолжат действие доказавшие свою эффективность на практике механизмы предоставления дополнительной финансовой помощи в виде дотаций на обеспечение сбалансированности местных бюджетов и бюджетных кредитов.
С 2014 года субсидии местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, будут предоставляться в рамках государственных программ Ростовской области.
При этом большая часть расходов на реализацию муниципальных проектов дотационных территорий будет осуществляться за счет средств областного бюджета.
В целях реализации указов Президента Российской Федерации местным бюджетам предусматривается продолжить предоставление дополнительной финансовой помощи на повышение заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы.
Особое внимание будет уделено методологической работе по бюджетно-финансовым вопросам с органами местного самоуправления. Продолжится мониторинг разрабатываемых и принимаемых местных бюджетов, контроль за сбалансированностью бюджетов всех муниципальных образований Ростовской области, недопущением образования просроченной кредиторской задолженности.
Лучшим муниципальным образованиям в сфере организации бюджетного процесса предусматривается предоставление грантов. Объемы средств на эти цели будут ежегодно увеличиваться.
Со 2-й половины 2013 г. предусматривается проведение на регулярной основе курсов повышения квалификации сотрудников финансовых органов муниципальных образований Ростовской области.
В целях осуществления качественного бюджетного процесса органам местного самоуправления Ростовской области необходимо обеспечить принятие сбалансированных местных бюджетов на 2014-2016 годы в программном формате в срок до 1 января 2014 г. с учетом выявления резервов и их перераспределения в пользу приоритетных направлений и проектов, прежде всего обеспечивающих решение поставленных в указах Президента Российской Федерации задач и создающих условия для социально-экономического развития.
В части формирования межбюджетных отношений на федеральном уровне в предстоящем периоде планируется консолидация отдельных видов субвенций, субсидий в рамках соответствующих государственных программ Российской Федерации.
Таким образом, наряду с расширением прав субъектов Российской Федерации по управлению федеральными межбюджетными трансфертами усилится ответственность региональных и муниципальных бюджетов за проведение эффективной бюджетной политики.