ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2008 года N 258
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
(в редакции Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.07.2011 N 758, от 10.03.2015 N 154, от 14.09.2015 N 864)
В целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, для осуществления мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних постановляю:
1. Утвердить Положение о порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в области организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении (далее - Положение) согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Руководителям органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних довести Положение до сведения руководителей подведомственных органов и учреждений и организовать работу по его выполнению.
3. Департаменту по делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Краснодарского края (Касьянов) опубликовать настоящее постановление в краевых средствах массовой информации.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края А.А. Минькову.
(п. 4 в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.09.2015 N 864)
5. Постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Глава администрации
Краснодарского края
А.Н.ТКАЧЕВ
Утверждено
постановлением главы
администрации Краснодарского края
от 4 апреля 2008 года N 258
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
(в редакции Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.03.2015 N 154, от 14.09.2015 N 864)
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Законом Краснодарского края от 13 ноября 2006 года N 1132-КЗ "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Краснодарском крае" и определяет порядок взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и других органов, организаций и учреждений (далее - Положение) при выявлении, учете и организации индивидуальной профилактической работы (далее - ИПР) в отношении несовершеннолетних, с которыми необходимо проведение ИПР, и (или) семей (родителей), находящихся в социально опасном положении (далее - СОП).
1.2. Взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и других органов, организаций и учреждений (далее - взаимодействие) - система социальных, правовых, педагогических и иных мер органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, других органов, направленных на выявление, учет и организацию ИПР с несовершеннолетними, с которыми необходимо проведение ИПР, и (или) семьями, находящимися в СОП, в целях предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, устранение причин и условий, способствующих этому, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, с которыми необходимо проведение ИПР, и (или) семей, находящихся в СОП, и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
2.1. Основная цель взаимодействия - повышение эффективности деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и других органов, организаций и учреждений при организации ИПР с несовершеннолетними, с которыми необходимо проведение ИПР и (или) семьями, находящимися в СОП.
2.2. Основные задачи взаимодействия:
координация действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целях своевременного выявления, учета и организации ИПР в отношении несовершеннолетних, с которыми необходимо проведение ИПР, и (или) семей, находящихся в СОП;
выявление, учет несовершеннолетних, с которыми необходимо проведение ИПР, и (или) семей, находящихся в СОП, и организация ИПР в отношении них;
выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности несовершеннолетних, совершению преступлений, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетними;
выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, совершению преступлений, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетними, в отношении которых проводится ИПР;
принятие мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в СОП, в отношении которых проводится ИПР.
3.1. В деятельности по выявлению, учету и организации ИПР в отношении несовершеннолетних, с которыми необходимо проведение ИПР, и (или) семей, находящихся в СОП, в порядке и в рамках компетенции, установленных федеральным и краевым законодательством, принимают участие органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
органы управления социальной защиты населения;
федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее - органы, осуществляющие управление в сфере образования);
органы опеки и попечительства;
органы по делам молодежи;
органы управления здравоохранением;
органы труда и занятости населения;
органы внутренних дел;
органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
3.2. Обеспечивают выявление, учет и организацию ИПР в отношении несовершеннолетних и (или) семей учреждения:
организации социального обслуживания Краснодарского края - комплексные центры социального обслуживания населения;
специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
образовательные организации;
учреждения органов по делам молодежи;
учреждения здравоохранения;
учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).
3.3. Осуществляют выявление несовершеннолетних и (или) семей, в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма, а также другие органы, учреждения и иные организации.
4.1. Несовершеннолетние, в отношении которых проводится ИПР:
безнадзорные или беспризорные;
занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;
содержащиеся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;
совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;
отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора;
освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
осужденные условно, осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
(п. 4.1 в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.09.2015 N 864)
4.2. Семьи, в отношении которых проводится ИПР, - это семьи, находящиеся в СОП, которые имеют детей, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, где родители (законные представители) несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
В случае если несовершеннолетние совершили правонарушение или антиобщественное действие по причине ненадлежащего исполнения их родителями (законными представителями) обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию, такие семьи также относятся к категории семей, находящихся в социально опасном положении, и с ними организуется ИПР.
4.3. Признаками при определении семей, находящихся в СОП, являются:
неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды по сезону; отсутствие регулярного питания в соответствии с возрастом; отсутствие условий, в том числе санитарно-гигиенических, для воспитания детей; отсутствие ухода за ребенком; отказ от оказания медицинской помощи детям (лечения); оставление ребенка по месту проживания (пребывания) и (или) на улице в возрасте или состоянии, при котором он не может самостоятельно ориентироваться, - если вышеперечисленное создает угрозу жизни и (или) здоровью ребенка вследствие виновного противоправного поведения родителей);
действия (бездействие) со стороны родителей (законных представителей), отрицательно влияющие на воспитание и образ жизни детей (злоупотребление алкогольной и спиртосодержащей продукцией, употребление психотропных или одурманивающих веществ, наркотических средств без назначения врача, попрошайничество, проституция и другие);
вовлечение детей в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий (в попрошайничество, в проституцию, в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, в употребление психотропных или одурманивающих веществ, наркотических средств без назначения врача, в употребление одурманивающих веществ и т.д.);
жестокое обращение с детьми со стороны родителей (законных представителей) (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку);
действия (бездействие) со стороны родителей (законных представителей), приводящие к нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также к совершению ребенком противоправных деяний (за исключением малозначительных) вследствие противоправного, виновного действия (бездействие) родителей;
иные признаки, характеризующие наличие СОП в семье в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.1. Районные (городские), районные (окружные) в муниципальных образованиях город Краснодар, город Новороссийск, город-курорт Сочи комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - муниципальные комиссии) координируют деятельность органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации и проведению ИПР в отношении несовершеннолетних, с которыми необходимо проведение ИПР, и (или) семей, находящихся в СОП, а также организуют работу по выявлению, учету несовершеннолетних, с которыми необходимо проведение ИПР, и (или) семей, находящихся в СОП, и проведение ИПР в отношении них.
5.2. Выявление несовершеннолетних, с которыми необходимо проведение ИПР, и (или) семей, находящихся в СОП, осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.
5.3. В соответствии с требованиями действующего законодательства органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних незамедлительно информируют: