Недействующий

О ПРОГРАММЕ "СОЗДАНИЕ НОВЫХ МЕСТ (ИСХОДЯ ИЗ ПРОГНОЗИРУЕМОЙ ПОТРЕБНОСТИ) В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2016 - 2025 ГОДЫ (с изменениями на: 14.08.2017)


 I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Программа разработана в соответствии с программой "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2015 N 2145-р "О программе "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы".

Для обеспечения высокого качества общего образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики требуется в том числе совершенствование условий и организации обучения в общеобразовательных организациях. Эта потребность диктуется федеральными государственными образовательными стандартами, санитарно-эпидемиологическими требованиями, строительными и противопожарными нормами.

Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, утвержденными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241, от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060, от 29.12.2014 N 1643, от 18.05.2015 N 507, от 31.12.2015 N 1576), от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577), от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645), установлены требования в том числе к материально-техническим условиям реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Результатом реализации указанных требований должно стать создание образовательной среды, обеспечивающей достижение целей начального общего, основного общего, среднего общего образования, его высокое качество, доступность и открытость для обучающихся, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа по каждому из перечисленных уровней общего образования реализуется общеобразовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность.

Обучение в две смены не позволяет обеспечить создание необходимых условий для реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, в частности организации внеурочной деятельности обучающихся.

Для повышения доступности качественного образования должны быть обеспечены возможность организации всех видов учебной деятельности в одну смену обучения, безопасность и комфортность условий их осуществления.

В соответствии с пунктом 4.3 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (в ред. изменений N 1, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 N 85, изменений N 2, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 N 72, изменений N 3, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 N 81), вместимость вновь строящихся общеобразовательных организаций должна быть рассчитана для обучения только в одну смену.

Кроме того, общеобразовательная организация должна иметь все виды благоустройства, необходимые для обеспечения образовательной и административно-хозяйственной деятельности: учебные помещения (в том числе современные предметные кабинеты, лаборатории, учебные мастерские), информационно-библиотечные, спортивные помещения, помещения для внеурочной деятельности, кружковых занятий и секций, помещения для организации питания, медицинского назначения, административные помещения и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием, в том числе для организации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Организация образовательного процесса в одну смену позволяет существенно повысить доступность качественного школьного образования второй половины дня, а именно:

обеспечить обучающимся за 11 лет обучения до 3800 часов обязательной внеурочной деятельности в рамках основной образовательной программы (до 10 часов в неделю);

создать условия для применения сетевой формы реализации образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций;

организовать обучение детей в возрасте от 5 до 18 лет по дополнительным образовательным программам в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", включая дополнительное обучение физической культуре и спорту в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";

способствовать повышению качества предоставления услуг дополнительного образования детей;

расширить возможности для посещения обучающимися музеев, учреждений библиотечной системы, культурных центров; участия в массовых мероприятиях, праздниках, театрализованных программах и мастер-классах, проводимых данными учреждениями, в соответствии с индивидуальными потребностями и запросами обучающихся;

способствовать снижению утомляемости обучающихся.

Анализ состояния материальной базы общеобразовательных организаций Калужской области свидетельствует, что инфраструктура отдельных школьных зданий не соответствует новым требованиям: 89 зданий 73 общеобразовательных организаций требуют капитального ремонта, здания 145 школ (или 43,8% от общего числа) имеют износ свыше 50%, сохраняются здания школ, построенные в середине прошлого века (в отдельных случаях и XIX века).

По данным формы N 76-РИК федерального статистического наблюдения "Сведения об учреждениях, реализующих программы общего образования", в 2015/16 учебном году в Калужской области насчитывается 331 школа. В 45 (13,6%) муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных в 9 из 26 муниципальных районов и городских округов Калужской области, в том числе в 40 городских и 5 сельских школах, обучение организовано в две смены.

Во вторую смену обучается 7790 учащихся, что составляет 8,13% от общей численности обучающихся.

Наибольшая доля обучающихся во вторую смену проживает в муниципальных образованиях: городском округе "Город Калуга" (56,82%), муниципальном районе "Город Людиново и Людиновский район" (14,07%), муниципальном районе "Малоярославецкий район" (10,24%), муниципальном районе "Боровский район" (7,41%). Удельный вес обучающихся во вторую смену в муниципальных районах "Бабынинский район", "Дзержинский район", "Город Киров и Кировский район", "Козельский район", "Медынский район" составляет 11,46% от общей численности обучающихся во вторую смену. При этом наибольший удельный вес общеобразовательных организаций, в которых образовательный процесс осуществляется в две смены, от всех муниципальных общеобразовательных организаций зарегистрирован в муниципальном районе "Город Людиново и Людиновский район" (50,0%), городском округе "Город Калуга" (46,94%), муниципальном районе "Боровский район" (21,43%), муниципальном районе "Малоярославецкий район" (18,75%), муниципальном районе "Козельский район" (13,33%).

В соответствии с демографическим прогнозом, составленным Калугастатом в 2015 году, в ближайшие 10 лет ожидается прирост количества детей школьного возраста на 28110 человек. Таким образом, ежегодное увеличение числа детей в возрасте 7 - 17 лет за период с 2016 по 2025 год планируется в пределах 2811 человек.

При существующей инфраструктуре с учетом демографического прогноза ожидается рост количества детей школьного возраста в следующих городах Калужской области: Калуга, Обнинск, Балабаново, Козельск, Кондрово, Киров, Людиново, Малоярославец, поселке Бабынино, что приведет к увеличению числа обучающихся во вторую смену по программам начального и основного общего образования в указанных населенных пунктах.

Общая прогнозная потребность до 2025 года по вводу новых мест составляет 19957 мест, в том числе к 2021 году - 16757 мест.

(в ред. Постановления Правительства Калужской области от 14.08.2017 N 454)

Создание новых мест в общеобразовательных организациях помимо строительства (пристроя к зданиям), реконструкции, капитального (текущего) ремонта и приобретения зданий (помещений) планируется проводить и иными малозатратными способами: путем оптимизации загруженности школ, в том числе путем эффективного использования имеющихся помещений, повышения эффективности использования помещений образовательных организаций разных типов, включая образовательные организации дополнительного, профессионального и высшего образования.

Необходимость реализации Программы обусловлена высокой социальной значимостью решаемых задач по формированию условий для получения качественного общего образования.