____________________________________________________________________
Документ фактически утратил силу на основании Постановления Правительства Калужской области от 12.02.2019 N 95, утвердившего новую государственную программу Калужской области "Патриотическое воспитание населения Калужской области".
____________________________________________________________________
(с изменениями на 19 марта 2018 года)
(в ред. Постановлений Правительства Калужской области от 10.03.2016 N 154, от 17.03.2017 N 119, от 12.03.2018 N 137, от 19.03.2018 N 166)
На основании перечня государственных программ Калужской области, утвержденного постановлением Правительства Калужской области от 22.07.2013 N 370 "Об утверждении перечня государственных программ Калужской области" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 18.11.2013 N 613, от 07.02.2014 N 81, от 17.10.2014 N 614, от 31.12.2014 N 838, от 24.02.2015 N 103, от 20.04.2015 N 205, от 25.05.2017 N 321, от 10.08.2017 N 446, от 02.02.2018 N 77), в целях создания условий для развития патриотического воспитания граждан Калужской области, обеспечения соответствия его содержания новым историческим реалиям Правительство Калужской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
(в ред. Постановления Правительства Калужской области от 12.03.2018 N 137)
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Калужской области "Патриотическое воспитание населения Калужской области".
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый заместитель Губернатора
Калужской области
А.П.Лаптев
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ"
(в ред. Постановлений Правительства Калужской области от 10.03.2016 N 154, от 17.03.2017 N 119, от 12.03.2018 N 137, от 19.03.2018 N 166)
1. Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство образования и науки Калужской области | |||||||
2. Соисполнители государственной программы | Отсутствуют | |||||||
3. Цель государственной программы | Создание условий для развития патриотического воспитания граждан Калужской области, обеспечение соответствия его содержания новым историческим реалиям | |||||||
4. Задачи государственной программы | - Формирование патриотических ценностей, приобщающих граждан к отечественной истории и культуре; - военно-патриотическое воспитание граждан, формирование у молодежи положительных мотиваций к прохождению военной службы; - координация деятельности образовательных организаций, учреждений культуры, учреждений социального обслуживания и средств массовой информации в патриотическом воспитании граждан | |||||||
5. Подпрограммы государственной программы | Не предусмотрены | |||||||
6. Индикаторы государственной программы | - Количество мероприятий патриотической направленности (единиц); - удельный вес граждан, участвующих в мероприятиях по патриотическому воспитанию, по отношению к общему количеству граждан (процентов); - удельный вес молодежи, вовлеченной в деятельность общественных объединений патриотической направленности, от общего количества молодежи в возрасте 14 - 30 лет (процентов); - удельный вес мероприятий патриотической направленности, освещенных в средствах массовой информации Калужской области (процентов); - удельный вес образовательных организаций, в которых оформлены героико-исторические и историко-патриотические музеи образовательных учреждений (процентов) | |||||||
7. Сроки и этапы реализации государственной программы | 2015 - 2020 годы в один этап | |||||||
8. Объемы финансирования государственной программы за счет бюджетных ассигнований | Наименование показателя | Всего тыс. руб.) | В том числе по годам | |||||
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |||
ВСЕГО | 2475,56 | - | 586,32 | 472,31 | 472,31 | 472,31 | 472,31 | |
В том числе по источникам финансирования: | ||||||||
средства областного бюджета | 2475,56 | - | 586,32 | 472,31 | 472,31 | 472,31 | 472,31 | |
(строка 8 в ред. Постановления Правительства Калужской области от 12.03.2018 N 137) | ||||||||
9. Ожидаемые результаты реализации государственной программы | Основные ожидаемые к 2020 году конечные результаты реализации государственной программы: в количественном выражении: - увеличение количества мероприятий патриотической направленности в 2,5 раза по сравнению с 2013 годом; - увеличение количества граждан, участвующих в мероприятиях по патриотическому воспитанию, по отношению к общему количеству граждан в 3 раза по сравнению с 2013 годом; - увеличение количества молодежи, вовлеченной в деятельность общественных объединений патриотической направленности, от общего количества молодежи в возрасте 14 - 30 лет в 5,2 раза по сравнению с 2013 годом; - увеличение количества мероприятий патриотической направленности, освещенных средствами массовой информации Калужской области, в 1,5 раза; - увеличение количества образовательных организаций, в которых оформлены героико-исторические и историко-патриотические музеи образовательных учреждений, на 13% по сравнению с 2013 годом. В качественном выражении: - совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической системы патриотического воспитания; - создание условий для участия общественных организаций в работе по патриотическому воспитанию; - сохранение исторической памяти и развитие интереса к отечественной науке и ее видным деятелям - патриотам России; - положительная динамика роста патриотизма и интернационализма в стране, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе |
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Патриотическое воспитание населения основано на взаимодействии поколений. Проблема сохранения и укрепления межпоколенных взаимодействий - одна из наиболее важных и значимых в современном обществе, так как затрагивает все слои населения и влияет на многие сферы жизнедеятельности. Следовательно, необходимо увеличивать количество совместных дел (практик) представителей старшего поколения и молодежи, способствующих сохранению и передаче традиций, обычаев, воспитанию патриотизма, толерантности, гражданского долга и ответственности.
В системе патриотического воспитания важнейшей составляющей является массовая патриотическая работа, организуемая и проводимая на постоянной основе государственными органами при активном участии средств массовой информации, представителей научных и творческих союзов, ветеранских, молодежных и других общественных организаций, основных религиозных конфессий страны.
Патриотизм формируется в процессе воспитания на основе тесного взаимодействия объектов и субъектов воспитания.
Основными группами граждан, выступающими объектами патриотического воспитания, являются:
- семья как основная социальная ячейка общества, в которой закладываются основы нравственного, духовного, культурного, физического и другого развития личности. В семье происходит формирование ее жизненных ориентиров и ценностей, отношения к себе, к другим людям и к Отечеству;
- молодежь и молодежные общественные объединения;
- военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и по контракту, воинские коллективы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, работники системы правоохранительных органов;
- трудовые коллективы предприятий, организаций, учреждений, предприниматели;
- представители законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные и муниципальные служащие;
- представители средств массовой информации;
- педагогические работники.
Проводниками цели патриотического воспитания являются субъекты воспитательной деятельности, в качестве которых выступают государство в лице федеральных, региональных и местных органов власти; учебные заведения всех уровней; различного рода общественные организации и религиозные объединения; учреждения культуры; семья; трудовые и воинские коллективы; средства массовой информации и другие. Субъектом патриотического воспитания может быть и отдельный человек - рядовой гражданин или представитель государственной власти, проявляющий патриотизм, верность своему гражданскому долгу и ставший побудительным примером и образцом для подражания.
Проводимая органами государственной власти Калужской области, организациями и общественными объединениями работа позволила повысить эффективность мероприятий патриотической направленности.
На территории Калужской области, единственной в Центральном федеральном округе, возрождено проведение военно-спортивных игр для всех категорий молодежи.
Проводится большая работа по увековечиванию памяти погибших защитников Отечества. В Калужской области работают 49 поисковых отрядов, входящих в областной Реестр поисковых объединений. Более конкретной и адресной стала и деятельность ветеранских организаций.
Начата работа по развитию научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания.
В образовательных организациях Калужской области расширилась сеть профильных кадетских классов.
Тем не менее для эффективного функционирования системы патриотического воспитания сделано еще недостаточно.
1. Отдельные военно-патриотические объединения (клубы) сохранились, адаптировались к новым рыночным условиям, но не имеют единой скоординированной программы военно-патриотического воспитания, охватывают своей деятельностью лишь незначительную часть населения. Учебно-материальное и техническое обеспечение подобных объединений является неудовлетворительным.
2. Вызывает определенную обеспокоенность изменение ценностных ориентиров молодежи.
Ценности, которые были актуальными для молодого поколения 20 лет назад, существенно изменились, сдвинувшись в сторону прагматизма. Коллективный успех, который являлся первостепенным ранее, сегодня значительно уступает индивидуальному, и многие представители подрастающей молодежи ориентированы на удовлетворение собственных потребностей.
3. Определенные сложности существуют и в подготовке квалифицированных кадров по организации работы в сфере патриотического воспитания населения. Необходимо организовать систему подготовки специалистов, способных эффективно на уровне современных требований решать задачи военно-патриотического воспитания, создавать условия для решения проблемы усиления дифференциации в подготовке кадров для военно-патриотического воспитания молодежи с учетом необходимости выполнения конкретных задач. Дополнительное обучение руководителей и специалистов военно-патриотического воспитания целесообразно проводить в системе семинаров, лекториев, сборов, практикумов.
Рассматривая инновации как процесс постоянного инициирования и внедрения того нового, что обеспечивает технологическое и интеллектуальное обновление, важно эффективно использовать имеющийся потенциал Калужской области, ее населения для воспитания чувства патриотизма у граждан.
Решение многообразного спектра проблем строится на последовательной и целенаправленной государственной политике, направленной на укрепление национальной безопасности; обеспечение устойчивого и поступательного развития страны; преодоление чуждых гражданину России индивидуалистических норм, стереотипов поступков и поведения; повышение значимости отечественных социокультурных ориентиров для поколений XXI века; преодоление факторов, ослабляющих социально значимые интересы личности, ее социальную ответственность, готовность к самореализации на благо общества и государства.
Система программных мероприятий, направленных на решение данной проблемы, исходит из потребности каждого гражданина в свободном выборе своего будущего в контексте целей развития и обеспечения национальной безопасности России. Система программных мероприятий направлена на интеграцию и консолидацию социального, культурного и воспитательного потенциала.
Социальные эффекты реализации государственной программы патриотического воспитания заключаются в устойчивой тенденции роста социальной востребованности ценностей российского патриотизма в общественном сознании граждан; укреплении социального партнерства и взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества, направленного на рациональное и сбалансированное развитие государственной системы патриотического воспитания; достижении социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры взаимодействия науки, образования и культуры в патриотическом воспитании; повышении жизнеспособности региональных, муниципальных и институциональных систем патриотического воспитания различных категорий граждан Калужской области в современных условиях; развитии межрегиональных отношений субъектов патриотического воспитания; совершенствовании институтов государственно-общественного управления патриотическим воспитанием на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.