Действующий

Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Свердловской области (с изменениями на 17 октября 2024 года)



9.4. РЕКРЕАЦИОННАЯ НАГРУЗКА


По результатам исследования, выполненного американскими экологами Бойле и Сэмсоном в середине 1980-х годов, основными формами воздействия рекреационной активности на дикую природу являются:


1) уплотнение почвенного покрова в местах постоянного пребывания людей;


2) беспокойство диких животных, приводящее к изменению их поведения, пространственного размещения (главным образом, для птиц);


3) загрязнение воды, воздуха, увеличение шумового воздействия;


4) формирование свалок.


Очевидно, что степень воздействия определяется интенсивностью туристического потока - так указанные выше тенденции отмечены в масштабе Соединенных Штатов Америки (далее - США), где на момент публикации данных в активный туризм было вовлечено около 145 миллионов человек. Масштабы планируемой рекреационной активности в Свердловской области значительно меньше. В то же время, общей является ключевая тенденция - увеличение присутствия человека в местах обитания диких животных за счет широкого распространения внедорожной техники, моторных лодок и снегоходов. Основное воздействие рекреации на охотничьи ресурсы будет проявляться не столько прямым (беспокойство животных со стороны человека), сколько связанным с развитием инфраструктуры - строительство дорог, горнолыжных трасс, баз отдыха - и, как следствие, возрастанием мозаичности ландшафтов. Такое явление способно оказать негативное воздействие прежде всего на виды, характеризующиеся крупными участками обитания и слабой толерантностью по отношению к человеку. Примерами таких видов могут служить росомаха и рысь. В отношении боровой дичи трудно оценить потенциальное влияние развития туризма. Подавляющее большинство российских авторов, изучавших биологию глухаря, сходятся во мнении, что умеренная степень трансформации местообитаний приводит к увеличению численности вида, как это показано, например, А.Н. Романовым (1979). Надо отметить, однако, что большинство исследований проводили в зоне северной и средней тайги, где инсуляризация угодий (например, в результате вырубки леса) не сопровождалась постоянно высоким воздействием фактора беспокойства. В то же время, исследования влияния рекреационной активности на состояние популяций глухаря, проведенные в Норвегии, Швеции и Германии, показали, что фактор беспокойства оказывает серьезное влияние на этот вид. В частности, наблюдения Д. Тиля с соавторами (2008) показали, что концентрация гормонов индикаторов стресса у птиц, обитающих на участках рекреационной активности, существенно выше по сравнению с модельными территориями. Однако более важным с точки зрения охотничьего хозяйства является увеличение индивидуальных участков птиц и уменьшение размера тока при фрагментации ландшафта, как показано в работе Р. Имса (1993). Эти эффекты становятся еще более актуальными с учетом того, что участки с высокой плотностью населения глухаря могут, как показано в работе У. Сутера с соавторами (2002), маркировать территории с высокой концентрацией редких видов. Ситуация неоднозначна также и в отношении бурого медведя - с одной стороны, хорошо известны случаи адаптации вида к антропогенно нарушенной среде, питанию на свалках. С другой стороны, исследования, проведенные в Швеции, показывают, что обитание вблизи (< 10 км) человеческих поселений характерно для молодых медведей, тогда как взрослые особи придерживаются гораздо более удаленных участков.


Некоторые авторы, например Бойл и Сэмсон (1985), показывают увеличение численности орнитофауны и численности мелких хищников по окраинам кемпингов, однако такое увеличение происходит главным образом за счет широко распространенных видов птиц, тогда как редкие виды птиц, напротив, оттесняются в более отдаленные участки.


Воздействие рекреационной активности на копытных животных проявляется, согласно литературным данным, в основном в форме вспугивания животных, что может увеличивать их энергетические затраты, особенно в зимнее время. В то же время, в долговременной перспективе существенного влияния рекреации на крупных копытных животных не было отмечено в частности в работе Дж. Борковского с соавторами (2006), если эта активность не связана с добычей животных, браконьерством.


Областная целевая программа развития туризма в Свердловской области, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1475-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Развитие туризма в Свердловской области" на 2011 - 2016 годы" предполагает выделение на территории региона нескольких крупных туристических "кластеров":


Кластер N 1. Верхотурье и формируемая туристско-рекреационная зона "Духовный центр Урала" (включающая в себя городской округ Верхотурский и Махнёвское муниципальное образование), видовая направленность - культурно-познавательный и паломнический туризм. Туристическая специализация проекта дополняется видовым разнообразием ресурсов близлежащих городов Северного управленческого округа, расположенных с запада: Качканар (120 км от Верхотурья) - межрегиональный центр активных видов туризма и отдыха, Краснотурьинск (120 км от Верхотурья) - центр автомобильного и экологического туризма, Карпинск (135 км от Верхотурья) и Североуральск (180 км от Верхотурья) - центры технического и экстремального туризма.


С востока и юго-востока туристско-рекреационная зона "Духовный центр Урала" дополняется паломническим и культурно-познавательным маршрутом "Симеонова тропа" (Меркушино - Махнёво - Верхняя Синячиха - Алапаевск - Реж - Екатеринбург).


N 2. Туристский кластер "Уральский меридиан" - центры активного туризма и центры автомобильного туризма вдоль транспортного коридора Екатеринбург - Серов (расположен меридионально вдоль 60 градуса восточной долготы).


В кластер входят туристско-рекреационный комплекс "Граница Европы и Азии" (существующий проект муниципального образования "город Екатеринбург" и проектируемые комплексы в городском округе Первоуральск и городе Нижний Тагил), существующие горнолыжные комплексы: "Волчиха", "Пильная", "Теплая" - окрестности городов Первоуральска и Ревды; "Висячий камень" - Новоуральский городской округ; "Белая", "Долгая" - окрестности Нижнего Тагила и проектируемые горнолыжные центры: "Качканар" - Качканарский городской округ; "Красная горка" - городской округ Краснотурьинск, "Конжаковский камень" - городской округ Карпинск; "Кумба" - Североуральский городской округ", которые были объединены в единый инвестиционный проект, подготовленный в 2010 году Министерством экономики Свердловской области в целях диверсификации экономики монопрофильных муниципальных образований (Качканарский городской округ, городской округ Краснотурьинск, городской округ Карпинск, Североуральский городской округ).


Проектируемая туристско-рекреационная зона "Демидов парк" (территория города Нижний Тагил) может войти в кластер после оформления концепции и инвестиционных предложений.