Действующий

Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Свердловской области (с изменениями на 17 октября 2024 года)


Рисунок 65. Связь вклада браконьерства (в процентах) в смертность копытных животных с числом рейдов по охране охотничьих ресурсов*

________________
     * Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.



Причина расхождений в тенденциях воздействия браконьерства на лося и сибирскую косулю состоит в том, что ресурсы косули сосредоточены главным образом на юге области и в открытых и полуоткрытых местообитаниях. На этих территориях лучше развита сеть дорог и охрана методом патрулирования (основной способ охраны угодий) является достаточно эффективной. В то же время значительная часть ресурсов лося сосредоточена в таежных районах в труднопроходимых местах, где организовать патрулирование, а тем более быстрое реагирование на сообщения о незаконной охоте, технически весьма сложно.


Мероприятия по организации охраны охотничьих ресурсов в Свердловской области должны основываться на природной специфике различных частей области. Также следует принимать во внимание, что браконьерство может возрастать тогда, когда оно является экономически выгодным. Экономическую выгодность браконьерства определяют следующие факторы:


1) высокая доступность охотничьих ресурсов, в частности, высокая плотность населения животных, размещение их в легкодоступных местах, например, вблизи населенных пунктов, дорог;


2) сложная социально-экономическая ситуация, отсутствие других источников дохода;


3) недоступность легальной охоты;


4) безнаказанность, отсутствие должного уровня контроля соблюдения правил охоты и охотничьих законов: принцип "зачем платить, если можно взять бесплатно".


Если факторы 1 - 3 определяют присутствие в "группе риска" преимущественно жителей сельской местности с низким уровнем доходов, то под действие фактора 4 попадает подавляющее большинство охотников. Устранение действия этого фактора является ключевой, но одновременно и самой сложной задачей охраны охотничьих угодий.


На основании всего вышесказанного для снижения незаконной добычи охотничьих ресурсов необходимо:


1) увеличить штат инспекторов государственного охотничьего надзора до показателей, предусмотренных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.05.2014 N 201 "Об утверждении значений целевых показателей эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, при выполнении которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию бюджетам субъектов Российской Федерации";


2) увеличить численность оперативной группы до 10 человек, обеспечить группу современной техникой и средствами связи;


3) при планировании штата охотничьих хозяйств необходимо, чтобы на одного егеря приходилось не более 5 - 7 тыс. гектаров охотничьих угодий. Также необходимо включить в должностную инструкцию егеря пункт о ежедневном обследовании вверенных ему угодий;


4) принять меры к предотвращению ситуаций, когда пользователи охотничьих ресурсов используют такие механизмы охраны угодий, как завышенные цены на путевки, завышение показателя освоения квот;


5) рекомендовать пользователям охотничьих ресурсов при составлении внутрихозяйственных схем размещения, охраны и использования охотничьих угодий планировать размещение солонцов, подкормочных полей и площадок в угодьях с ограниченной транспортной доступностью;


6) в труднодоступных районах области работа с населением должна стать мерой охраны угодий, равнозначной организации патрулирования территории. Необходимо создать систему поощрений охотников за участие в работе по предотвращению незаконной добычи охотничьих ресурсов по аналогии с системой поощрений за борьбу с волками.