Криминогенная обстановка в Республике Коми за последние три года характеризуется увеличением числа зарегистрированных преступлений. Так, в 2012 году зарегистрировано 17581 преступление, в 2013 году - 19709 преступлений, за 11 месяцев 2014 года - 18999. Число преступлений, совершенных в общественных местах, по итогам 11 месяцев 2014 года увеличилось на 7,9% и 9,8% соответственно. Более половины лиц от общего числа лиц, совершивших преступления, совершали их ранее.
Несмотря на ежегодное снижение первичной заболеваемости наркоманией в Республике Коми, анализ оперативной обстановки в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ на территории региона свидетельствует о сложной ситуации.
За последние три года в Республике Коми уровень преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, остается на одном уровне. В 2012 году - 7,1%, в 2013 году - 6,83%, в 2014 году - 8,2% от общего количества зарегистрированных преступлений в Республике Коми. Доля тяжких и особо тяжких преступлений в общем количестве зарегистрированных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков в 2012 году составила 72%, в 2013 году - 78%, в 2014 году - 83%.
К проблемам в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков в Республике Коми относятся недостаточная информационно-пропагандистская деятельность по проблемам наркомании среди населения, отсутствие возможности раннего выявления потребителей наркотических средств среди учащейся молодежи, отсутствие до настоящего времени полноценного мониторинга наркоситуации в регионе, недостаточное финансирование мероприятий по профилактике наркомании.
На территории республики дислоцируется 47 подразделений Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми (далее - УФСИН РФ по РК), из них три следственных изолятора, одна республиканская больница для лечения осужденных, жилищно-коммунальное управление, управление по конвоированию, 21 исправительное учреждение, 21 уголовно-исполнительная инспекция. В учреждениях содержатся около 12 тысяч человек, на учете в уголовно-исполнительных инспекциях состоят 4,4 тысячи человек. Имеют исковые требования 32% осужденных, из них трудоустроено на оплачиваемых работах только 28%.
Создание условий для организации трудовой занятости позволяет возмещать ущерб, причиненный осужденными гражданам и государству, а также оказывать материальную помощь семьям, направлять денежные средства на их содержание.
Из общего количества осужденных, содержащихся в учреждениях УФСИН РФ по РК, более 85% являются жителями республики и после отбытия ими срока наказания возвращаются к прежнему месту жительства. Среди осужденных немало лиц, утративших социальные связи и денежные средства, а заработанные ими средства в период отбывания наказания зачастую являются единственным источником существования после освобождения. Привлечение осужденных к труду оказывает дисциплинирующий эффект и создает положительную тенденцию к укреплению правопорядка среди осужденных, косвенно влияет на уровень рецидивной преступности после освобождения.
Вместе с этим созданные центры трудовой адаптации учреждений в текущий момент не могут выполнить основную задачу - полное трудоустройство спецконтингента. Имеющееся оборудование имеет значительный физический и моральный износ, что не позволяет эффективно организовать производство.
Высокий уровень преступности оказывает негативное влияние в целом на социально-экономическую ситуацию в Республике Коми.
Охрана общественного порядка - необходимое условие поддержания на территории Республики Коми режима законности.
Этот режим в Республике Коми обеспечивается деятельностью всей системы правоохранительных органов, в первую очередь Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Коми, УФСИН РФ по РК, Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Коми.
Совместные меры, принимаемые территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти Республики Коми, позволяют в целом сдерживать значительный рост преступности. Наибольшую роль в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечении законности и правопорядка в общественных местах играет использование потенциала информационных технологий в охране общественного порядка, а также потенциала добровольных формирований по охране общественного порядка.
Без обеспечения действенной государственной поддержки, направленной на реализацию комплексной системы мероприятий по профилактике правонарушений, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в Республике Коми, возможно ухудшение криминогенной обстановки, в том числе рост преступности, что в конечном итоге скажется на социально-экономическом развитии региона и демографической ситуации в республике.
Отсутствие программно-целевого метода в решении вопросов по профилактике правонарушений, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, внедрению методов антинаркотического воспитания личности, лечению и реабилитации больных наркоманией, внедрению современных методов обнаружения наркотических средств, обеспечению контроля за распространением наркотических средств, профилактике преступлений среди осужденных, содействию трудовой занятости лиц, отбывающих наказание, и ряда других проблем не обеспечит полноценной государственной политики в области профилактики правонарушений.
Таким образом, требуется дальнейшее решение проблем в области укрепления правопорядка и общественной безопасности в Республике Коми.
Решение вышеназванных проблем возможно только при условии комплексного подхода и согласованных действий различных органов и структур, занимающихся профилактикой правонарушений и укреплением правопорядка и общественной безопасности в Республике Коми.
При этом использование программного метода является наиболее приемлемым подходом, который позволит преодолеть негативные тенденции в сфере правопорядка и общественной безопасности и эффективно использовать средства республиканского бюджета Республики Коми.