Форма социального обслуживания | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год (прогноз) | 2018 год (прогноз) | ||||||
Количество получателей | Количество оказанных услуг | Количество получателей | Количество оказанных услуг | Количество получателей | Количество оказанных услуг | Количество получателей | Количество оказанных услуг | Количество получателей | Количество оказанных услуг | Количество получателей | Количество оказанных услуг | |
В стационарной форме социального обслуживания | 5954 | 23 297 440 | 5963 | 23 315 330 | 5978 | 23 373 980 | 5980 | 23 382 098 | 6116 | 23 913 560 | 6116 | 23 913 560 |
В полустационарной форме социального обслуживания | 153 123 | 5 951 635 | 227 998 | 7 943 992 | 144 884 <1> | 3 597 081 <2> | 152 979 | 3 734 409 | 155 000 | 3 698 000 | 155 000 | 3 698 000 |
В форме социального обслуживания на дому | 37 906 | 17 280 536 | 40 597 | 20 044 284 | 45 283 | 23 491 927 | 45 332 | 23 738 057 | 46 570 | 24 386 000 | 47 752 | 25 000 000 |
Срочные социальные услуги | 557 020 | 1 009 046 | 586 714 | 1 055 604 | 364 121 <3> | 737 383 <4> | 387 055 | 737 397 | 390 000 | 760 000 | 390 000 | 760 000 |
Всего | 754 003 | 47 538 657 | 861272 | 52 359 210 | 560 266 <5> | 51 200 371 <6> | 591346 | 51 591 961 | 597686 | 52 757 560 | 598868 | 53 371 560 |
________________
<1> Уменьшение количества получателей услуг в полустационарной форме связано с изменением порядка расчета численности получателей услуг (до 2015 года получатель социальной услуги в течение отчетного периода неоднократно учитывался при расчете общего количества граждан, получивших услугу) и внедрением в рамках регионального программного комплекса WP регистра получателей социальных услуг. Кроме того, стабильно снижается количество семей, находящихся в социально опасном положении (получателей услуг в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации), и граждан, освободившихся из мест лишения свободы (получателей социальных услуг для лиц БОМЖ).
<2> Уменьшение количества социальных услуг в полустационарной форме связано с тем, что с 2015 года перестали учитывать консультативные услуги, предоставленные гражданам специалистами МФЦ, ПФ, центра занятости, ФСС в рамках работы межведомственных консультативных пунктов в организациях социального обслуживания; изменился порядок предоставления благотворительного топлива, т.е. гражданам, которым полагаются компенсационные выплаты за топливо в рамках федерального и (или) регионального законодательства, благотворительное топливо не предоставляется; созданы наблюдательные комиссии или советы для решения вопросов трудоустройства, предоставления жилья, содействия в предоставлении медицинских услуг социально не обустроенным освободившимся из мест лишения свободы гражданам. Ранее данные услуги включались в общее количество предоставленных услуг учреждениями социального обслуживания.
<3> Уменьшение количества получателей срочных услуг связано с изменением порядка расчета численности получателей услуг (до 2015 года получатель социальной услуги в течение отчетного периода неоднократно учитывался при расчете общего количества граждан, получивших услугу) и внедрением в рамках регионального программного комплекса WP регистра получателей социальных услуг.
<4> Уменьшение количества срочных социальных услуг связано с тем, что с 2015 года с целью профилактики обстоятельств нуждаемости в получении услуг в области проводится следующая работа: в учреждениях социального обслуживания населения Кемеровской области открыты дополнительно пункты взаимопомощи, обмена и проката по обеспечению одеждой и предметами первой необходимости семей с детьми, инвалидов, пенсионеров и др. категорий граждан; организована работа областного мобильного гуманитарного автопоезда, который доставляет помощь в натуральном виде гражданам в отдаленные населенные пункты области, проводятся областные благотворительные акции (многодетным семьям, имеющим дачные или приусадебные участки, доставляется по 100 кг семенного картофеля, вручают овец, неполным семьям и семьям с детьми предоставляются куры-несушки и корма для них, овощные наборы вручаются маломобильным гражданам, семьям ветеранов боевых действий).
<5> Уменьшение количества получателей услуг связано с изменением порядка расчета численности получателей услуг (до 2015 года получатель социальной услуги в течение отчетного периода неоднократно учитывался при расчете общего количества граждан, получивших услугу) и внедрением в рамках регионального программного комплекса WP регистра получателей социальных услуг.
<6> Уменьшение количества социальных услуг связано с тем, что перестали учитывать консультативные услуги, изменен порядок предоставления благотворительного топлива и отдельные услуги, предоставляемые ранее, заменены на меры социальной поддержки.
Предоставление социальных услуг осуществляется на основании утвержденных тарифов. Тарифы на предоставление социальных услуг организациями социального обслуживания разрабатываются в соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 16 сентября 2014 года N 362 "Об установлении Порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг" и утверждаются региональной энергетической комиссией Кемеровской области по социальным услугам, включенным в перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, утвержденный Законом Кемеровской области от 18 декабря 2014 года N 121-ОЗ "Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг". Тарифы на 2016 год утверждены постановлениями региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 18 марта 2016 года N 21 "Об установлении тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, предоставляемые поставщиками социальных услуг на дому и в полустационарной форме социального обслуживания в Кемеровской области" и от 8 декабря 2015 года N 782 "Об установлении тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, предоставляемые поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания в Кемеровской области". Пересмотр тарифов на 2017 год не планируется. Кроме того, организациями социального обслуживания предоставляются платные социальные услуги. Информация о перечне предоставляемых населению платных услуг и тарифы на них размещаются на сайтах организаций социального обслуживания.
В 2014 году проведена значительная работа по совершенствованию регионального законодательства в области предоставления населению социальных услуг в целях реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации": приняты 5 законов Кемеровской области, 17 постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области и 13 приказов департамента социальной защиты населения Кемеровской области.
Региональная нормативная правовая база постоянно актуализируется и совершенствуется. В 2016 году внесены изменения в нормативные акты в части предоставления ветеранам Великой Отечественной войны социальных услуг в форме социального обслуживания на дому бесплатно.
В Кемеровской области организована работа по предоставлению социальных услуг на дому с учетом индивидуальной нуждаемости гражданина.
Индивидуальная оценка нуждаемости в социальных услугах (далее - оценка нуждаемости) - процесс установления перечня и объема жизненно важных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в зависимости от степени утраты способности к самообслуживанию и жизненной ситуации гражданина.
Уровень нуждаемости в посторонней помощи определяется оптимальным для конкретной ситуации методом: путем опроса гражданина, его друзей, родственников или лиц, осуществляющих уход, непосредственным наблюдением специалистов. При определении возможности выполнения различных видов элементарной деятельности и сложных ежедневных действий оценку проводят учитывая конкретную жизненную ситуацию потенциального получателя социальных услуг, в том числе наличие или отсутствие жилья и коммунальных удобств, бытовой техники, стремление к выполнению того или иного действия, наличие и использование вспомогательных технических средств реабилитации и других факторов, влияющих на уровни выполнения различных видов элементарной и сложной деятельности.
В соответствии с Законом Кемеровской области от 27 июля 2005 года N 99-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения" органы социальной защиты муниципальных образований Кемеровской области принимают решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании и уполномочены на составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг в подведомственных им учреждениях.
Порядок организации предоставления социальных услуг и проведения индивидуальной оценки нуждаемости в социальных услугах, а также стандарты социальных услуг утверждены постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 22 декабря 2014 года N 515 "Об утверждении порядков предоставления социальных услуг на дому, в полустационарной форме социального обслуживания и срочных социальных услуг".
Индивидуальная оценка нуждаемости проводится специально созданной комиссией, состав которой утверждается руководителем уполномоченного органа. В состав комиссии по оценке нуждаемости входят: специально назначенный работник поставщика услуг (организатор ухода), работник медицинской организации, психолог (при необходимости - юрист, консультант-психиатр, участковый врач, участковый уполномоченный полиции, сотрудники организаций жилищно-коммунального хозяйства и др.).
В Кемеровской области внедрена система внутреннего и внешнего контроля качества социальных услуг, предоставляемых в соответствии с утвержденными стандартами. В течение года путем анкетирования получателей услуг проводится мониторинг качества обслуживания и удовлетворенности получателей социальных услуг качеством предоставленных социальных услуг.
Разработаны и применяются методики индивидуальной оценки нуждаемости граждан в социальных услугах, поединичного учета предоставленных гражданам социальных услуг, а также система контроля качества обслуживания.
Порядок осуществления контроля качества предоставляемых социальных услуг регламентируется следующими нормативными документами:
приказ департамента социальной защиты населения Кемеровской области от 28 июня 2013 года N 79 "Об утверждении методических рекомендаций по ведению учета фактически предоставленных социальных услуг центрами социального обслуживания Кемеровской области";
приказ департамента социальной защиты населения Кемеровской области от 4 августа 2006 года N 89 "Об утверждении методических указаний по проведению индивидуальной оценки нуждаемости".
Контроль качества предоставляемых пожилым гражданам и инвалидам социальных услуг осуществляется в следующем порядке:
I уровень контроля (государственные и муниципальные центры социального обслуживания) включает следующие мероприятия:
индивидуальная оценка нуждаемости получателей социальных услуг в социальных услугах, контроль исполнения плана ухода (исполнения социальных услуг);