КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 от 30 декабря 2014 года N 556


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕГИИ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25.10.2013 N 460 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КУЗБАССА" НА 2014 - 2017 ГОДЫ"

 (в ред. постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.03.2015 N 53)


Коллегия Администрации Кемеровской области

постановляет:

1. Внести изменения в государственную программу Кемеровской области "Экология и природные ресурсы Кузбасса" на 2014 - 2017 годы (далее - Государственная программа), утвержденную постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.10.2013 N 460 (в редакции постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.02.2014 N 87, от 23.05.2014 N 202, от 14.07.2014 N 276, от 05.09.2014 N 350, от 02.12.2014 N 491), изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по природным ресурсам и экологии) Н.Ю.Вашлаеву.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования.

Положения паспорта Государственной программы, раздела 4 текстовой части Государственной программы в части ресурсного обеспечения на 2014 год, раздела 5 текстовой части Государственной программы в части плановых значений целевых показателей (индикаторов) на 2014 год (в редакции настоящего постановления) распространяются на правоотношения, возникшие с 14.12.2014.

(в ред. постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.03.2015 N 53)

Положения паспорта Государственной программы, раздела 4 текстовой части Государственной программы в части ресурсного обеспечения на 2015 - 2017 годы, раздела 5 текстовой части Государственной программы в части плановых значений целевых показателей (индикаторов) на 2015 - 2017 годы, раздела 6 текстовой части Государственной программы, приложения к Государственной программе (в редакции настоящего постановления) распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2015.

Губернатор
Кемеровской области
А.М.ТУЛЕЕВ

     

Приложение
к постановлению
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 30 декабря 2014 года N 556

     

 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КУЗБАССА" НА 2014 - 2017 ГОДЫ

   

Паспорт государственной программы Кемеровской области "Экология и природные ресурсы Кузбасса" на 2014 - 2017 годы

Наименование государственной программы

Государственная программа Кемеровской области "Экология и природные ресурсы Кузбасса" на 2014 - 2017 годы (далее - Государственная программа)

Директор Государственной программы

Заместитель Губернатора Кемеровской области (по природным ресурсам и экологии) Н.Ю.Вашлаева

Ответственный исполнитель (координатор) Государственной программы

Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области (далее - ДПР Кемеровской области)

Исполнители Государственной программы

ДПР Кемеровской области;
департамент лесного комплекса Кемеровской области (далее - ДЛК Кемеровской области);
департамент по охране объектов животного мира Кемеровской области (далее - ДООЖМ Кемеровской области)

Наименование подпрограмм Государственной программы

1. "Охрана окружающей среды".
2. "Минерально-сырьевые ресурсы".
3. "Использование водных ресурсов".
4. "Развитие водохозяйственного комплекса".
5. "Охрана и защита лесов".
6. "Воспроизводство лесов".
7. "Обеспечение использования лесов".
8. "Охрана, воспроизводство и использование объектов животного мира".
9. "Обеспечение реализации Государственной программы"

Цели Государственной программы

1. Повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем.
2. Устойчивое обеспечение экономики Кемеровской области запасами минерального сырья и геологической информацией о недрах.
3. Устойчивое водопользование при сохранении водных экосистем и обеспечение защищенности населения и объектов экономики и социальной сферы от негативного воздействия вод.
4. Повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций лесов.
5. Обеспечение сохранения и воспроизводства водных биологических и охотничьих ресурсов.
6. Обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти и подведомственных учреждений в сфере воспроизводства и использования природных ресурсов

Задачи Государственной программы

1. Снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики.
2. Сохранение и восстановление биологического разнообразия Кемеровской области.
3. Повышение эффективности системы мониторинга окружающей среды.
4. Организация и обеспечение выполнения работ и научных исследований по вопросам охраны окружающей среды на территории Кемеровской области.
5. Обеспечение эффективного функционирования системы регулирования и управления в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
6. Повышение геологической изученности территории Кемеровской области, получение геологической информации.
7. Обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы на территории Кемеровской области.
8. Удовлетворение потребностей строительной индустрии Кемеровской области в строительных материалах.
9. Обеспечение рационального использования минерально-сырьевых ресурсов Кемеровской области.
10. Обеспечение социально-экономических потребностей в водных ресурсах, охраны и восстановления водных объектов, эффективного и рационального использования водных ресурсов, удовлетворения потребностей населения и хозяйствующих субъектов Кемеровской области в водных ресурсах в требуемом количестве и в соответствии с показателями качества воды в водных объектах.
11. Предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Кемеровской области.
12. Ликвидация локальных дефицитов водных ресурсов на территории Кемеровской области.
13. Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, утративших способность к самоочищению, улучшение их экологического состояния.
14. Повышение эксплуатационной надежности бесхозяйных и муниципальных гидротехнических сооружений прудов (водохранилищ) (гидроузлов), расположенных в пределах водных объектов федеральной собственности и (или) обеспечивающих безопасность населения и объектов экономики от негативного воздействия вод (за исключением сооружений транспортного назначения и сооружений, обеспечивающих технологические схемы систем промышленного, сельскохозяйственного и коммунального водоснабжения и водоотведения).
15. Обеспечение населенных пунктов, объектов экономики и социальной сферы сооружениями инженерной защиты.
16. Повышение эффективности предупреждения, обнаружения и тушения лесных пожаров.
17. Повышение эффективности защиты лесов от вредных организмов.
18. Сохранение земель лесного фонда в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.
19. Восстановление погибших и вырубленных лесов.
20. Повышение качества семян, улучшение селекционных и генетических свойств посадочного материала.
21. Повышение эффективности и качества восстановления лесов и продуктивности лесов.
22. Получение актуализированной информации о лесных ресурсах и формирование на ее основе данных государственного лесного реестра.
23. Создание условий для рационального и эффективного использования лесов.
24. Обеспечение соблюдения требований законодательства в сфере лесных отношений.
25. Сохранение и воспроизводство объектов животного мира.
26. Выявление закономерностей многолетней динамики численности мелких млекопитающих и птиц.
27. Организация, регулирование и охрана водных биологических ресурсов.
28. Создание условий для обеспечения эффективного государственного надзора за охраной, воспроизводством и использованием объектов животного мира и среды их обитания.
29. Обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
30. Повышение качества оказания государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере воспроизводства и использования природных ресурсов.
31. Обеспечение эффективного управления государственными финансами в сфере воспроизводства и использования природных ресурсов

Срок реализации Государственной программы

2014 - 2017 годы

Объемы и источники финансирования Государственной программы в целом и с разбивкой по годам ее реализации

Всего - 1 731 600,3 тыс. руб., в том числе:
2014 год - 433 585,6 тыс. руб.;
2015 год - 422 014,5 тыс. руб.;
2016 год - 424 014,1 тыс. руб.;
2017 год - 451 986,1 тыс. руб.
Из них:
областной бюджет - 580 534,8 тыс. руб.,
в том числе:
2014 год - 141 715,8 тыс. руб.;
2015 год - 146 273,0 тыс. руб.;
2016 год - 146 273,0 тыс. руб.;
2017 год - 146 273,0 тыс. руб.;
иные не запрещенные законодательством источники:
федеральный бюджет - 1 151 065,5 тыс. руб., в том числе:
2014 год - 291 869,8 тыс. руб.;
2015 год - 275 741,5 тыс. руб.;
2016 год - 277 741,1 тыс. руб.;
2017 год - 305 713,1 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Государственной программы

1. Эффективное функционирование системы регулирования и управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

2. Стимулирование организаций, осуществляющих программы экологической модернизации производства и экологической реабилитации соответствующих территорий Кемеровской области.

3. Создание условий для разработки и внедрения экологически эффективных инновационных технологий, обеспечивающих снижение удельных показателей выбросов и сбросов вредных (загрязняющих) веществ, размещения отходов.

4. Развитие рынка экологических товаров и услуг.

5. Экологически безопасная и комфортная обстановка в местах проживания населения Кемеровской области, его работы и отдыха, снижение заболеваемости населения, вызванной неблагоприятными экологическими условиями, рост продолжительности жизни городского населения.

6. Сохранение и восстановление численности популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира России и Кемеровской области.

7. Обеспечение потребностей населения, органов государственной власти, секторов экономики в информации о состоянии окружающей среды в Кемеровской области, ее загрязнении.

8. Получение научных данных, создающих основу для формирования государственной политики в сфере охраны окружающей среды.

9. Улучшение экологических условий для жителей Кемеровской области, проживающих в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (индекс загрязнения более 7), а также на территориях с неблагополучной экологической ситуацией, подверженных негативному воздействию, связанному с прошлой хозяйственной и иной деятельностью.

10. Снижение объема образованных отходов всех классов опасности на территории Кемеровской области.

11. Наличие современной геолого-картографической основы территории Кемеровской области для обеспечения нужд хозяйственной деятельности, прогноза развития минерально-сырьевой базы.

12. Наличие геологической информации о недрах, представляемой различным потребителям с использованием современных технологий доступа.

13. Наличие минерально-сырьевой базы, обеспечивающей потребности устойчивого развития добывающих мощностей базовых отраслей промышленности.

14. Научно обоснованная система требований комплексного изучения и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов.

15. Государственный фонд недр, осваиваемый в интересах нынешнего поколения с учетом интересов будущих поколений.

16. Обеспечение эффективного и рационального использования водных ресурсов, снижение антропогенной нагрузки на водные объекты на основе исключения нелегитимного использования поверхностных водных объектов и осуществления контроля выполнения установленных условий водопользования, установления и закрепления на местности водоохранных зон и прибрежных защитных полос (далее - ВЗ и ПЗП) водных объектов, испытывающих антропогенную нагрузку.

17. Повышение степени защищенности населения, проживающего на территориях, подверженных негативному воздействию вод во время паводков, а также объектов экономики и социальной сферы, расположенных на таких территориях.

18. Гарантированное обеспечение водными ресурсами текущих и перспективных потребностей населения и объектов экономики Кемеровской области.

19. Создание и обеспечение благоприятных экологических условий для жизни населения, развития сферы услуг в области рекреации.

20. Защищенность населения, объектов экономики и социальной сферы от негативного воздействия вод в результате приведения гидротехнических сооружений в технически безопасное состояние, обеспечения их сооружениями инженерной защиты.

21. Обеспечение ежегодных плановых мероприятий по противопожарному обустройству лесов в запланированных объемах.

22. Создание эффективной системы планирования и осуществления лесозащитных мероприятий.

23. Оперативное выявление и качественная диагностика лесопатологических факторов, объективный прогноз патологической ситуации в лесах; своевременность локализации и ликвидации очагов вредных организмов.

24. Осуществление комплекса санитарно-оздоровительных мероприятий.

25. Осуществление мероприятий по выделению особо защитных участков лесов и особо охраняемых природных территорий на лесной территории Кемеровской области.

26. Увеличение объемов производства лесных культур посредством внедрения модели интенсивного воспроизводства лесов, создания постоянной лесосеменной базы и формирования фонда семян лесных растений с улучшенными наследственными свойствами, а также обеспечения регулярного ухода за лесными культурами.

27. Обеспечение равновесия между рубками и убылью лесов от пожаров, вредителей и болезней леса и темпами восстановления лесов.

28. Улучшение породного состава лесных насаждений.

29. Увеличение объемов производства лесных культур посредством внедрения модели интенсивного воспроизводства лесов, создания постоянной лесосеменной базы и формирования фонда семян лесных растений с улучшенными наследственными свойствами, а также обеспечения регулярного ухода за лесными культурами.

30. Сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий.

31. Обеспечение сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов.

32. Обеспечение условий для эффективного государственного надзора за охраной, воспроизводством и использованием объектов животного мира и среды их обитания.

33. Обеспечение сохранения и рационального использования водных биологических ресурсов.

34. Улучшение состояния береговой полосы водных объектов.

35. Обеспечение условий для достижения целей Государственной программы в целом и входящих в ее состав подпрограмм.

36. Обеспечение качества и доступности государственных услуг в сфере экологии, воспроизводства и использования природных ресурсов.

37. Обеспечение эффективности бюджетных расходов в сфере экологии, воспроизводства и использования природных ресурсов

     

1. Характеристика текущего состояния в Кемеровской области сферы деятельности, для решения задач которой разработана Государственная программа, с указанием основных показателей и формулировкой основных проблем

1.1. Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на территории Кемеровской области


Экологическая ситуация в области продолжает оставаться достаточно напряженной. К числу основных экологических проблем области по-прежнему относятся: загрязнение атмосферного воздуха; загрязнение и истощение водных объектов; несовершенство системы обращения с отходами производства и потребления; загрязнение и деградация почвенно-земельных ресурсов.

При этом сценарий долгосрочного социально-экономического развития Кемеровской области показывает дальнейшее увеличение техногенной нагрузки на все компоненты природной среды региона.

Общий объем выбросов в атмосферный воздух в 2012 году составил порядка 1360,4 тыс. т вредных (загрязняющих) веществ, из которых более 30% приходится на выбросы от передвижных источников.

По сравнению с 2007 годом выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в 2012 году снизились на 10%, в том числе снизились средние за год концентрации таких загрязняющих веществ, как оксид азота, бенз(а)пирен, взвешенные вещества, диоксид азота и оксид углерода.

Вместе с тем в городах Новокузнецке, Кемерово, Прокопьевске степень загрязнения воздуха оценивается как очень высокая и высокая.

Объем образования отходов производства и потребления в области ежегодно растет и в 2012 году составил 2,6 млрд. т, при этом 90% - это отходы от деятельности угольных предприятий региона, вскрышная порода.

В Кемеровской области лишь 17 из 34 муниципальных образований имеют полигоны для захоронения отходов 4-го и 5-го классов опасности, остальные имеют так называемые санкционированные свалки.

В связи с недостаточным количеством полигонов для складирования и захоронения отходов, отсутствием мусороперерабатывающих заводов и небрежным отношением граждан к охране окружающей среды широко распространена практика образования несанкционированных свалок, которые представляют особую угрозу для окружающей среды и здоровья населения.

В Кемеровской области переработке подвергается более 50% промышленных отходов производства и потребления и около 7 - 10% твердых бытовых отходов.

Отдельной проблемой является низкая эффективность организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, отсутствие раздельного сбора и в большинстве случаев их сортировки, что приводит к размещению отходов, содержащих токсичные вещества, на полигонах твердых бытовых отходов без предварительного обезвреживания.

Для сохранения видового состава и численности объектов животного и растительного мира в Кемеровской области с 2000 года издается Красная книга, которая является особым объектом правового регулирования с организационно-правовыми гарантиями, повышающая возможность сохранения и восстановления объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу региона.

Мониторинговые исследования на территории Кемеровской области систематически осуществляет Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, представленная государственным бюджетным учреждением "Кемеровский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды".

На сегодняшний день плотность существующей государственной наблюдательной сети за состоянием окружающей среды в Кемеровской области не позволяет организовать и проводить государственный экологический мониторинг в требуемом объеме; количество пунктов основных гидрометеорологических наблюдений, а также объем измерений загрязнения окружающей среды недостаточны. Развитие системы экологического мониторинга окружающей среды в Кемеровской области приобретает особую актуальность в связи с дальнейшим развитием промышленного потенциала в регионе.

Основные проблемы в сфере охраны окружающей среды:

низкая эффективность действующей системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду;

высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, образования отходов производства и потребления;

низкий уровень обезвреживания и использования отходов производства и потребления;

недостаточный уровень развития индустрии экологического назначения, производства экологически эффективного оборудования, оказания экологических услуг;

угроза сокращения видового состава и численности объектов животного и растительного мира, утраты природных комплексов.

1.2. Недропользование


На территории Кемеровской области открыты, разведаны и разрабатываются сотни месторождений топливно-энергетического, металлургического и нерудного сырья, но, несмотря на то, что область является одним из ведущих регионов по добыче полезных ископаемых, Кемеровская область испытывает нехватку общераспространенных полезных ископаемых.

Так, например, в настоящее время на территорию области ввозятся строительные пески, необходимые для производства сухих строительных смесей. Строительная индустрия области испытывает дефицит в глинах, пригодных для изготовления кирпича, в песках для приготовления штукатурных и кладочных растворов, а также для использования его в качестве заполнителя в бетон. Частично потребность в этих видах сырья удовлетворяется за счет фракционирования песчано-гравийных смесей с получением песков-отсевов и щебня различных классов крупности. Однако перспективы развития сырьевой базы песчано-гравийных смесей в области крайне ограничены. Почти все месторождения расположены в зонах санитарной охраны действующих водозаборов питьевого и хозяйственного водоснабжения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»