КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2014 года N 556
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕГИИ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25.10.2013 N 460 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КУЗБАССА" НА 2014 - 2017 ГОДЫ"
(в ред. постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.03.2015 N 53)
Коллегия Администрации Кемеровской области
постановляет:
1. Внести изменения в государственную программу Кемеровской области "Экология и природные ресурсы Кузбасса" на 2014 - 2017 годы (далее - Государственная программа), утвержденную постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.10.2013 N 460 (в редакции постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.02.2014 N 87, от 23.05.2014 N 202, от 14.07.2014 N 276, от 05.09.2014 N 350, от 02.12.2014 N 491), изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по природным ресурсам и экологии) Н.Ю.Вашлаеву.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования.
Положения паспорта Государственной программы, раздела 4 текстовой части Государственной программы в части ресурсного обеспечения на 2014 год, раздела 5 текстовой части Государственной программы в части плановых значений целевых показателей (индикаторов) на 2014 год (в редакции настоящего постановления) распространяются на правоотношения, возникшие с 14.12.2014.
(в ред. постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.03.2015 N 53)
Положения паспорта Государственной программы, раздела 4 текстовой части Государственной программы в части ресурсного обеспечения на 2015 - 2017 годы, раздела 5 текстовой части Государственной программы в части плановых значений целевых показателей (индикаторов) на 2015 - 2017 годы, раздела 6 текстовой части Государственной программы, приложения к Государственной программе (в редакции настоящего постановления) распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2015.
Губернатор
Кемеровской области
А.М.ТУЛЕЕВ
Приложение
к постановлению
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 30 декабря 2014 года N 556
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КУЗБАССА" НА 2014 - 2017 ГОДЫ
Паспорт государственной программы Кемеровской области "Экология и природные ресурсы Кузбасса" на 2014 - 2017 годы
Наименование государственной программы | Государственная программа Кемеровской области "Экология и природные ресурсы Кузбасса" на 2014 - 2017 годы (далее - Государственная программа) |
Директор Государственной программы | Заместитель Губернатора Кемеровской области (по природным ресурсам и экологии) Н.Ю.Вашлаева |
Ответственный исполнитель (координатор) Государственной программы | Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области (далее - ДПР Кемеровской области) |
Исполнители Государственной программы | ДПР Кемеровской области; |
Наименование подпрограмм Государственной программы | 1. "Охрана окружающей среды". |
Цели Государственной программы | 1. Повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем. |
Задачи Государственной программы | 1. Снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики. |
Срок реализации Государственной программы | 2014 - 2017 годы |
Объемы и источники финансирования Государственной программы в целом и с разбивкой по годам ее реализации | Всего - 1 731 600,3 тыс. руб., в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Государственной программы | 1. Эффективное функционирование системы регулирования и управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. |
2. Стимулирование организаций, осуществляющих программы экологической модернизации производства и экологической реабилитации соответствующих территорий Кемеровской области. | |
3. Создание условий для разработки и внедрения экологически эффективных инновационных технологий, обеспечивающих снижение удельных показателей выбросов и сбросов вредных (загрязняющих) веществ, размещения отходов. | |
4. Развитие рынка экологических товаров и услуг. | |
5. Экологически безопасная и комфортная обстановка в местах проживания населения Кемеровской области, его работы и отдыха, снижение заболеваемости населения, вызванной неблагоприятными экологическими условиями, рост продолжительности жизни городского населения. | |
6. Сохранение и восстановление численности популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира России и Кемеровской области. | |
7. Обеспечение потребностей населения, органов государственной власти, секторов экономики в информации о состоянии окружающей среды в Кемеровской области, ее загрязнении. | |
8. Получение научных данных, создающих основу для формирования государственной политики в сфере охраны окружающей среды. | |
9. Улучшение экологических условий для жителей Кемеровской области, проживающих в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (индекс загрязнения более 7), а также на территориях с неблагополучной экологической ситуацией, подверженных негативному воздействию, связанному с прошлой хозяйственной и иной деятельностью. | |
10. Снижение объема образованных отходов всех классов опасности на территории Кемеровской области. | |
11. Наличие современной геолого-картографической основы территории Кемеровской области для обеспечения нужд хозяйственной деятельности, прогноза развития минерально-сырьевой базы. | |
12. Наличие геологической информации о недрах, представляемой различным потребителям с использованием современных технологий доступа. | |
13. Наличие минерально-сырьевой базы, обеспечивающей потребности устойчивого развития добывающих мощностей базовых отраслей промышленности. | |
14. Научно обоснованная система требований комплексного изучения и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов. | |
15. Государственный фонд недр, осваиваемый в интересах нынешнего поколения с учетом интересов будущих поколений. | |
16. Обеспечение эффективного и рационального использования водных ресурсов, снижение антропогенной нагрузки на водные объекты на основе исключения нелегитимного использования поверхностных водных объектов и осуществления контроля выполнения установленных условий водопользования, установления и закрепления на местности водоохранных зон и прибрежных защитных полос (далее - ВЗ и ПЗП) водных объектов, испытывающих антропогенную нагрузку. | |
17. Повышение степени защищенности населения, проживающего на территориях, подверженных негативному воздействию вод во время паводков, а также объектов экономики и социальной сферы, расположенных на таких территориях. | |
18. Гарантированное обеспечение водными ресурсами текущих и перспективных потребностей населения и объектов экономики Кемеровской области. | |
19. Создание и обеспечение благоприятных экологических условий для жизни населения, развития сферы услуг в области рекреации. | |
20. Защищенность населения, объектов экономики и социальной сферы от негативного воздействия вод в результате приведения гидротехнических сооружений в технически безопасное состояние, обеспечения их сооружениями инженерной защиты. | |
21. Обеспечение ежегодных плановых мероприятий по противопожарному обустройству лесов в запланированных объемах. | |
22. Создание эффективной системы планирования и осуществления лесозащитных мероприятий. | |
23. Оперативное выявление и качественная диагностика лесопатологических факторов, объективный прогноз патологической ситуации в лесах; своевременность локализации и ликвидации очагов вредных организмов. | |
24. Осуществление комплекса санитарно-оздоровительных мероприятий. | |
25. Осуществление мероприятий по выделению особо защитных участков лесов и особо охраняемых природных территорий на лесной территории Кемеровской области. | |
26. Увеличение объемов производства лесных культур посредством внедрения модели интенсивного воспроизводства лесов, создания постоянной лесосеменной базы и формирования фонда семян лесных растений с улучшенными наследственными свойствами, а также обеспечения регулярного ухода за лесными культурами. | |
27. Обеспечение равновесия между рубками и убылью лесов от пожаров, вредителей и болезней леса и темпами восстановления лесов. | |
28. Улучшение породного состава лесных насаждений. | |
29. Увеличение объемов производства лесных культур посредством внедрения модели интенсивного воспроизводства лесов, создания постоянной лесосеменной базы и формирования фонда семян лесных растений с улучшенными наследственными свойствами, а также обеспечения регулярного ухода за лесными культурами. | |
30. Сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий. | |
31. Обеспечение сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов. | |
32. Обеспечение условий для эффективного государственного надзора за охраной, воспроизводством и использованием объектов животного мира и среды их обитания. | |
33. Обеспечение сохранения и рационального использования водных биологических ресурсов. | |
34. Улучшение состояния береговой полосы водных объектов. | |
35. Обеспечение условий для достижения целей Государственной программы в целом и входящих в ее состав подпрограмм. | |
36. Обеспечение качества и доступности государственных услуг в сфере экологии, воспроизводства и использования природных ресурсов. | |
37. Обеспечение эффективности бюджетных расходов в сфере экологии, воспроизводства и использования природных ресурсов |
1. Характеристика текущего состояния в Кемеровской области сферы деятельности, для решения задач которой разработана Государственная программа, с указанием основных показателей и формулировкой основных проблем
1.1. Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на территории Кемеровской области
Экологическая ситуация в области продолжает оставаться достаточно напряженной. К числу основных экологических проблем области по-прежнему относятся: загрязнение атмосферного воздуха; загрязнение и истощение водных объектов; несовершенство системы обращения с отходами производства и потребления; загрязнение и деградация почвенно-земельных ресурсов.
При этом сценарий долгосрочного социально-экономического развития Кемеровской области показывает дальнейшее увеличение техногенной нагрузки на все компоненты природной среды региона.
Общий объем выбросов в атмосферный воздух в 2012 году составил порядка 1360,4 тыс. т вредных (загрязняющих) веществ, из которых более 30% приходится на выбросы от передвижных источников.
По сравнению с 2007 годом выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в 2012 году снизились на 10%, в том числе снизились средние за год концентрации таких загрязняющих веществ, как оксид азота, бенз(а)пирен, взвешенные вещества, диоксид азота и оксид углерода.
Вместе с тем в городах Новокузнецке, Кемерово, Прокопьевске степень загрязнения воздуха оценивается как очень высокая и высокая.
Объем образования отходов производства и потребления в области ежегодно растет и в 2012 году составил 2,6 млрд. т, при этом 90% - это отходы от деятельности угольных предприятий региона, вскрышная порода.
В Кемеровской области лишь 17 из 34 муниципальных образований имеют полигоны для захоронения отходов 4-го и 5-го классов опасности, остальные имеют так называемые санкционированные свалки.
В связи с недостаточным количеством полигонов для складирования и захоронения отходов, отсутствием мусороперерабатывающих заводов и небрежным отношением граждан к охране окружающей среды широко распространена практика образования несанкционированных свалок, которые представляют особую угрозу для окружающей среды и здоровья населения.
В Кемеровской области переработке подвергается более 50% промышленных отходов производства и потребления и около 7 - 10% твердых бытовых отходов.
Отдельной проблемой является низкая эффективность организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, отсутствие раздельного сбора и в большинстве случаев их сортировки, что приводит к размещению отходов, содержащих токсичные вещества, на полигонах твердых бытовых отходов без предварительного обезвреживания.
Для сохранения видового состава и численности объектов животного и растительного мира в Кемеровской области с 2000 года издается Красная книга, которая является особым объектом правового регулирования с организационно-правовыми гарантиями, повышающая возможность сохранения и восстановления объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу региона.
Мониторинговые исследования на территории Кемеровской области систематически осуществляет Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, представленная государственным бюджетным учреждением "Кемеровский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды".
На сегодняшний день плотность существующей государственной наблюдательной сети за состоянием окружающей среды в Кемеровской области не позволяет организовать и проводить государственный экологический мониторинг в требуемом объеме; количество пунктов основных гидрометеорологических наблюдений, а также объем измерений загрязнения окружающей среды недостаточны. Развитие системы экологического мониторинга окружающей среды в Кемеровской области приобретает особую актуальность в связи с дальнейшим развитием промышленного потенциала в регионе.
Основные проблемы в сфере охраны окружающей среды:
низкая эффективность действующей системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду;
высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, образования отходов производства и потребления;
низкий уровень обезвреживания и использования отходов производства и потребления;
недостаточный уровень развития индустрии экологического назначения, производства экологически эффективного оборудования, оказания экологических услуг;
угроза сокращения видового состава и численности объектов животного и растительного мира, утраты природных комплексов.
1.2. Недропользование
На территории Кемеровской области открыты, разведаны и разрабатываются сотни месторождений топливно-энергетического, металлургического и нерудного сырья, но, несмотря на то, что область является одним из ведущих регионов по добыче полезных ископаемых, Кемеровская область испытывает нехватку общераспространенных полезных ископаемых.
Так, например, в настоящее время на территорию области ввозятся строительные пески, необходимые для производства сухих строительных смесей. Строительная индустрия области испытывает дефицит в глинах, пригодных для изготовления кирпича, в песках для приготовления штукатурных и кладочных растворов, а также для использования его в качестве заполнителя в бетон. Частично потребность в этих видах сырья удовлетворяется за счет фракционирования песчано-гравийных смесей с получением песков-отсевов и щебня различных классов крупности. Однако перспективы развития сырьевой базы песчано-гравийных смесей в области крайне ограничены. Почти все месторождения расположены в зонах санитарной охраны действующих водозаборов питьевого и хозяйственного водоснабжения.