Механизм управления жилищно-коммунальным хозяйством и, в том числе, жилищным фондом в истории нашей страны менялся от жестко централизованного до максимум децентрализованного.
Управление жильем домовладельцами сменялось на коммунальные муниципальные отделы при народном комиссариате внутренних дел СССР в 20-е годы, органом управления при этом являлись отдельные коллективы жильцов - жилищно-арендные кооперативы товариществ. В этот период ввиду обесценивания рубля переставали взимать плату за жилье, что приводило к обветшанию жилищного фонда. Впоследствии плату возвращали, но делали ее практически символической, а управление жильем поднимали на уровень Народного комиссариата коммунального хозяйства РСФСР в 30 - 40-е годы, министерства коммунального хозяйства с 1946 года и министерства жилищно-коммунального хозяйства с 1971 года.
Система управления жилищным фондом, сложившаяся с 30 - 40-х годов, сохранялась до 1990-х годов. Таким образом, длительный период население не являлось владельцем своего жилья, а было лишь пользователем, платившим символическую плату за жилье. Единственным новшеством с 70-х годов было вновь разрешенное развитие кооперативного движения, ликвидированного в 30-е годы.
В этот длительный период государство обязано было выполнять капитальный ремонт жилья за счет госбюджета. Соответствующие суммы изымались из налоговых поступлений, где предусматривались отчисления величиной 2% на капитальный ремонт, которые исправно платились всеми в нашей стране до 1991 года.
Однако средств, выделяемых государством на содержание жилищного фонда в советский период, было недостаточно.
В период 80-х - начала 90-х годов, учитывая дефицит бюджетов всех уровней, финансирование отрасли в основном проводилось по остаточному принципу. При этом к данному периоду подходил срок проведения капитального ремонта жилья, введенного в эксплуатацию до 70-х годов. В результате с середины 90-х годов объем жилищного фонда, требующего капитального ремонта, стал стабильно превышать объем проводимого капитального ремонта.
Основными причинами возникновения проблемы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края, можно признать:
низкие объемы капитальных ремонтов, недостаточные для покрытия износа строительных конструкций и инженерного оборудования многоквартирных домов;
низкие темпы нового строительства многоквартирных домов в постсоветский период истории страны;
эксплуатация значительной доли объектов жилищного фонда малой этажности в суровых климатических условиях;
наличие на территории муниципальных образований аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, капитальный ремонт которого является нецелесообразным.