________________
* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Рост процентных ставок по кредитам, проходивший на фоне снижения ставки рефинансирования и повышения требований коммерческих банков к заемщикам, увеличил финансовую нагрузку на сельскохозяйственных товаропроизводителей и стал причиной сокращения объемов кредитных ресурсов, привлекаемых организациями агропромышленного комплекса.
Финансовый кризис стал причиной приостановки либо замедления реализации ряда проектов.
Важнейшим стимулом для повышения инвестиционной активности бизнеса является государственная поддержка отрасли, объем которой в Орловской области в рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК", Программы на 2008 - 2012 годы увеличился с 900 млн. рублей в 2006 году до 2371,8 млн. рублей в 2011 году.
Вместе с тем инвестиционная привлекательность аграрного сектора остается достаточно низкой не только в силу объективных природно-климатических факторов, явно выраженной сезонности производства и замедленного оборота капитала, а в большей мере в результате технической и технологической отсталости отрасли, низкой эффективности производства, углубления ценового диспаритета в межотраслевых отношениях, высоких рисках, не позволяющих в полной мере и на равных участвовать в межотраслевой конкуренции.
Для дальнейшего поступательного развития сельского хозяйства Орловской области необходимы дополнительные меры поддержки и стимулирования технической и технологической модернизации, а также инновационного развития сельского хозяйства. Для реализации данного направления необходима специальная программа, предусматривающая действенные меры по преодолению существующих тенденций.
Способы и механизмы решения вышеуказанных проблем в Орловской области составляют содержание настоящей Программы. Для дальнейшей технической и технологической модернизации сельского хозяйства, роста объемов производства сельскохозяйственной продукции и продукции ее переработки необходимы дополнительная государственная поддержка и реализация мер, предусмотренных настоящей Программой.
Наиболее целесообразным методом для решения обозначенных проблем является программно-целевой метод с установлением конкретных индикаторов. Применение данного метода даст возможность комплексно подойти к решению проблем технической и технологической модернизации, инновационного развития сельского хозяйства.
Практика реализации Программы на 2008 - 2012 годы указывает на высокую эффективность использования программно-целевых методов планирования объемов средств, выделяемых на развитие отрасли, повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса на внутреннем и внешнем рынках, социальное развитие сельских территорий.
Развитие сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности в рамках Программы базируется на определении целей, задач, состава и структуры мероприятий и ожидаемых конечных результатов; концентрации материальных, финансовых ресурсов на реализацию мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам развития сельского хозяйства; повышении эффективности государственного управления в сфере инновационного развития отрасли и результативности использования бюджетных ресурсов.
Решение задач, определенных Программой, относится к компетенции Департамента сельского хозяйства Орловской области, является стратегическим направлением его деятельности, соответствует приоритетам развития Орловской области и предполагает инновационное развитие сельского хозяйства, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.
Реализация мероприятий Программы, согласованных между собой по срокам, ресурсам и исполнителям, даст предпосылки для дальнейшего поступательного развития сельскохозяйственного производства, повышения конкурентоспособности аграрных предприятий.
Решение задач Программы будет проходить в условиях воздействия на АПК ряда внешних и внутренних рисков, с одной стороны, осложняющих достижение поставленных целей, с другой - диктующих необходимость еще больших усилий по решению накопленных в аграрной сфере экономики проблем.
К основным рискам относятся следующие:
1) неполное финансирование Программы, отсутствие прямых мер поддержки, стимулирующих реализацию запланированных мероприятий;
2) природно-климатические риски, обусловленные тем, что колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства, что может значительно повлиять на степень достижения прогнозируемых показателей. Зависимость функционирования отрасли от природно-климатических условий также снижает ее инвестиционную привлекательность. Для снижения рисков от природно-климатических условий необходим переход к новым технологиям, технической модернизации, мелиорации земель в засушливых зонах, принятие дополнительных мер поддержки в особо неблагоприятные по природно-климатическим условиям годы;
3) макроэкономические риски, обусловленные неблагоприятной конъюнктурой мировых цен на отдельные товары российского экспорта и снижением возможности достижения целей по развитию подотрасли растениеводства, а также снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, которые не позволят интенсифицировать развитие отраслей растениеводства и переработки, усилят зависимость их развития от государственных инвестиций. В результате негативных макроэкономических процессов может снизиться спрос на продукцию растениеводства и продуктов их переработки, в том числе за счет сокращения реальных доходов населения. Снижение негативного влияния данных рисков должно обеспечиваться через развитие биржевой торговли, которая обеспечивает возможности для хеджирования ценовых рисков, стимулирование потребления отдельных видов растениеводческой продукции на внутреннем рынке, диверсификацию структуры внутреннего производства продукции в части товарной номенклатуры и географии производства, расширение рынков сбыта с увеличением экспортной ориентации, применение мер государственного регулирования рынка;
4) международные торгово-политические риски, обусловленные функционированием аграрного сектора в увязке с ситуацией на международных рынках и деятельностью экспортеров сельскохозяйственной продукции, существенным возрастанием конкуренции в результате вступления России во Всемирную торговую организацию. Минимизация данных рисков должна включать организационно-политическую поддержку экспорта отечественной продукции через участие в международных организациях, осуществление выставочной деятельности, повышение эффективности деятельности торговых представительств Российской Федерации в зарубежных странах; защиту интересов поставщиков отечественной продукции с использованием правил и процедур Всемирной торговой организации; совершенствование требований к безопасности и качеству продукции;
5) возникновение и распространение заразных болезней животных на территории России;
6) возможность резкого увеличения численности отдельных видов вредных насекомых, эпифитотийного развития болезней сельскохозяйственных культур.
Ключевыми в части инновационного развития агропромышленного комплекса являются следующие риски:
1) рост цен на энергоресурсы и материально-технические средства, потребляемые в отрасли, что ограничивает возможности у значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществлять инновационные проекты, переход к новым ресурсосберегающим технологиям и на этой основе обеспечивать реализацию модели ускоренного экономического развития;
2) слабая материально-техническая база и низкие темпы обновления основных производственных фондов, что отрицательно сказывается на своевременном выполнении основных технологических процессов в сельском хозяйстве, переработке сырья и качестве выпускаемой продукции, не позволяет в полной мере обеспечить на внутреннем рынке импортозамещение отечественной продукцией;
3) недостаточное информационное обеспечение в части использования современной высокопроизводительной техники и технологии сельского хозяйства и сельских территорий;
4) снижение темпов инновационного развития агропромышленного комплекса;
5) снижение эффективности агропромышленного производства вследствие отсутствия внедрения достижений биотехнологии и увеличение импортозависимости.
К мерам управления рисками, которые могут оказать влияние на достижение запланированных целей, относятся: