2.1. В организациях социального обслуживания наблюдался некоторый дефицит квалифицированных кадров, связанный с низким уровнем оплаты труда персонала, не соответствующим напряженности и интенсивности их труда.
В результате проведенных мероприятий по повышению средней заработной платы социальных работников за период 2013 - 2015 годов уровень среднемесячной заработной платы социальных работников вырос на 30,6% (с 9629,5 рубля по итогам 2013 года до 13382,0 рубля по итогам 2015 года).
Фактическая заработная плата социальных работников по итогам 2014 года составила 12731 рубль, или 61,2% среднемесячной заработной платы по Орловской области, которая составила 20803 рубля, в 2015 году - 13381,0 рубля, или 67,3% от среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) по Орловской области, которая составила 19876,0 рубля. Темп роста заработной платы социальных работников в 2015 году к 2014 году составляет 5,1%.
На 2016 год средняя заработная плата социальных работников составила 14000,00 рублей или 66,8% от среднемесячного дохода от трудовой деятельности по Орловской области (20968,00 рублей), что соответствует рекомендациям Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) (письма от 20 октября 2015 года N 14-1/10/П-6495 и от 29 июля 2016 года N 14-1/10/В-5240) по обеспечению в 2016 году уровня номинальной заработной платы в среднем по отдельным категориям работников бюджетной сферы в размерах не ниже уровня, достигнутого в 2015 году.
(в ред. Распоряжения Правительства Орловской области от 11.08.2017 N 332-р)
В соответствии с доведенным Минтрудом России графиком достижения целевых показателей (письмо Минтруда России от 25 октября N 14-1/10/П-6734) в 2017 - 2018 годах на 2017 год запланирована средняя заработная плата социальных работников в размере 17456,0 рубля, что составит 80,0% от среднемесячного дохода от трудовой деятельности по Орловской области (21820,0 рубля), на 2018 год - 23080,0 рубля, что составит 100,0% от среднемесячного дохода от трудовой деятельности по Орловской области (23080,0 рубля).
Штатная численность работников организаций социального обслуживания Орловской области на 1 января 2016 года составляет 4603,0 единицы. За период 2012 - 2015 годов штатная численность работников организаций социального обслуживания Орловской области сократилась на 1871,0 единицы (25%), в том числе социальных работников - 855 человек.
В соответствии со штатными нормативами, утвержденными постановлением Правительства Орловской области от 12 января 2015 года N 4 "Об утверждении нормативов штатной численности работников организаций социального обслуживания граждан, находящихся в ведении Орловской области", нагрузка на одного социального работника увеличилась с 8 до 11 обслуживаемых граждан, имеющих коммунально-бытовое благоустройство, с 4 до 7 обслуживаемых граждан, не имеющих коммунально-бытового благоустройства.
В рамках исполнения данного постановления проведены мероприятия по оптимизации штатной численности социальных работников, которая сократилась с 1635,7 человека в 2013 году до 988 человек в 2015 году (на 647,7 человека). Фактическая численность на 2016 год составляет 883 человека. Средства, высвобожденные в результате проведенных мероприятий по оптимизации штатной численности социальных работников, направлены на повышение заработной платы социальных работников.
(в ред. Распоряжения Правительства Орловской области от 11.08.2017 N 332-р)
Нагрузка на одного социального работника в 2015 году увеличилась по сравнению с 2014 годом с 6,3 человека до 8,7 человека обслуживаемых граждан. На 2016 год средняя нагрузка на одного социального работника планируется 10 человек, на 2017 год - 10,5 человека, на 2018 год - 10,6 человека.
Норматив числа получателей услуг на 1 социального работника на 2016 - 2018 годы рассчитан с учетом Методических рекомендаций по определению норм нагрузки на социального работника в сфере социального обслуживания, утвержденных приказом Минтруда России от 15 октября 2015 года N 725 "Об утверждении Методических рекомендаций по определению норм нагрузки социального работника в сфере социального обслуживания". На основании исследования затрат рабочего времени выявлено, что количество и качество оказываемых социальных услуг соответствует положениям Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".
2.2. Материально-техническая база организаций социального обслуживания населения нуждается в модернизации.
Необходимо проведение мероприятий, направленных на укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания населения, создание более комфортных условий для получателей социальных услуг, расширение набора предоставляемых услуг (в том числе дополнительных платных), обеспечение равной доступности в получении необходимых для жизнеобеспечения социальных услуг независимо от места проживания получателей социальных услуг, степени самообслуживания и передвижения, на создание доступной среды для маломобильных групп, повышение общего уровня комфортности среды жизнедеятельности для граждан пожилого возраста и инвалидов.
За счет софинансирования региональных социальных программ путем направления субсидий Пенсионного фонда Российской Федерации на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам в рамках подпрограммы "Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и обучение компьютерной грамотности неработающих пенсионеров" государственной программы Орловской области "Социальная поддержка граждан в Орловской области", утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 19 декабря 2012 года N 479, в 2015 году проведен капитальный ремонт кровли и спальных корпусов бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Орловской области "Шатиловский дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов", бюджетного учреждения Орловской области "Центр социального обслуживания населения Дмитровского района" (отделение "Крупышинский дом ветеранов") на общую сумму 4,9 млн. рублей.
В 2016 году денежные средства в размере 5 млн. 690 тыс. рублей (2 млн. 845 тыс. рублей за счет областного бюджета и 2 млн. 845 тыс. рублей за счет федерального бюджета) предусмотрены на капитальный ремонт крыши: бюджетному учреждению Орловской области "Центр социального обслуживания населения Верховского района" (отделение "Дом ветеранов") - в сумме 1 млн. 760 тыс. рублей, бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания Орловской области "Тельченский психоневрологический интернат" - в сумме 3,9 млн. рублей.
В 2017 году планируется выделить денежные средства в сумме 6,5 млн. рублей на капитальный ремонт крыши: бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания Орловской области "Богдановский дом-интернат для престарелых и инвалидов" - в сумме 3,5 млн. рублей, и бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания Орловской области "Успенский дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов" - в размере 3 млн. рублей.
В 2018 году планируется осуществить утепление фасада жилого здания в бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания Орловской области "Тельченский психоневрологический интернат" на сумму 7,7 млн. рублей.
С целью поддержания жизненного уровня пожилых людей и инвалидов на территории Орловской области мероприятия по комплексному решению проблем пожилых граждан и инвалидов осуществляются в рамках областной целевой программы "Социальная поддержка граждан в Орловской области" и межведомственной инвестиционной программы "Развитие и укрепление социальной и инженерной инфраструктуры Орловской области".
На балансе организаций социального обслуживания населения Орловской области находится 182 здания. В стационарных организациях социального обслуживания постоянно проживают более 2,5 тысячи престарелых граждан и инвалидов, из которых около 30% нуждаются в постоянном постороннем уходе.
Инфраструктура организаций социального обслуживания включает 130 зданий социального и хозяйственного назначения и 52 спальных (жилых) корпуса.
В целях соблюдения комплексной (пожарной) безопасности ежеквартально проводится мониторинг зданий, сооружений, строений организаций социального обслуживания Орловской области (приложение 1). В 2016 году в рамках данного мониторинга выявлено 2 здания с V степенью огнестойкости (спальные корпуса Богородицкого и Муравльского домов ветеранов), которые в IV квартале 2016 года были закрыты. Граждане, проживающие в данных зданиях, размещены в других стационарных организациях Орловской области.
К 2018 году планируются закрытие отделения "Дом ветеранов" бюджетного учреждения Орловской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Урицкого района" в связи с наличием IV степени огнестойкости жилого корпуса и размещение проживающих в других стационарных организациях Орловской области.
Условия проживания граждан в организациях социального обслуживания населения соответствуют противопожарным и санитарно-эпидемиологическим требованиям.
2.3. Очередность в организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание.
Очередь на оказание услуги по помещению в стационарные организации социального обслуживания общего типа (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, дома ветеранов) отсутствует.
Обеспечение граждан пожилого возраста и инвалидов местами в стационарных организациях социального обслуживания составляет 99,8%.
На 1 января 2016 года отсутствовала очередь для помещения в психоневрологические интернаты Орловской области. В I квартале 2016 года увеличилось количество обращений из бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области "Орловская психиатрическая больница" для помещения в психоневрологические интернаты Орловской области. Также в связи с достижением возраста 18 лет воспитанниками детских домов-интернатов для детей с физическими и умственными недостатками и необходимостью помещения их в психоневрологические интернаты на 1 декабря 2016 года очередь в психоневрологические стационарные организации социального обслуживания составила 24 человека.