Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 апреля 2013 года N 213

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Сахалинской области от 18.06.2019 N 263.
____________________________________________________________________

(в редакции Постановлений Правительства Сахалинской области от 07.08.2013 N 433, от 14.11.2013 N 650, от 28.04.2014 N 196, от 30.05.2014 N 256, от 28.02.2017 N 79)

В целях реализации перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам бюджетов субъектов Российской Федерации от 4 декабря 2012 года N 3411 и распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 года N 2620-р Правительство Сахалинской области постановляет:

1. Утвердить План мероприятий ("дорожную карту") "Изменения в сфере образования Сахалинской области" (далее - План) (прилагается).

2. Министерству образования Сахалинской области (Сафонов Е.А.) совместно с органами исполнительной власти Сахалинской области, являющимися исполнителями Плана, органами местного самоуправления Сахалинской области обеспечить до 1 октября 2013 года организацию мониторинга реализации Плана.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления Сахалинской области по согласованию с министерством образования Сахалинской области разработать и утвердить в срок до 1 июня 2013 года муниципальные планы мероприятий ("дорожные карты"), направленные на повышение эффективности образования.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области Трутневу И.И.

Исполняющий обязанности председателя
Правительства Сахалинской области
С.Г.Шередекин

     




Утвержден
постановлением
Правительства Сахалинской области
от 25.04.2013 N 213

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ"

 (в редакции Постановлений Правительства Сахалинской области от 30.05.2014 N 256, от 28.02.2017 N 79)


Система образования Сахалинской области - неотъемлемая часть образовательного пространства Российской Федерации, поэтому стратегия и направления ее развития определяются, с одной стороны, задачами социально-экономического развития области в контексте стратегии перехода экономики России на инновационную социально ориентированную модель развития, с другой стороны, стратегическими ориентирами государственной политики в области образования, особым образом реализующимися в условиях региона.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 28.03.2011 N 99, целью государственной политики Сахалинской области в сфере образования является достижение современного качества образования, обеспечивающего реализацию актуальных и перспективных потребностей личности, общества и государства.

"Дорожная карта" является документом, отражающим план стратегического развития сферы образования Сахалинской области на период с 2013 по 2018 годы. Реализация "дорожной карты" призвана обеспечить достижение основной цели. При планировании мероприятий, направленных на повышение качества и эффективности сахалинского образования, учтены особенности существующей структуры и специфики региональной системы образования, перспектив ее развития.

На основании данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Сахалинской области демографического прогноза о численности населения по полу и возрасту в регионе ожидается снижение численности детей, связанное с отрицательной динамикой рождаемости. Для улучшения демографической ситуации, стабильности социально-экономического развития региона, сохранения и привлечения кадров, в области утвержден комплекс мероприятий развития системы дошкольного образования. Одним из основных направлений развития дошкольного образования является повышение его доступности и качества.

Проблема обеспечения доступности дошкольного образования решается программно-целевым методом за счет строительства новых детских садов и комплексов "Школа-детский сад", развития негосударственного сектора. В 2014 году планируется ввести 1200 дополнительных мест, в том числе 830 мест для детей в возрасте от 3 до 7 лет. В результате к концу 2014 года будет обеспечено достижение показателя 100% доступности дошкольного образования для детей от трех до семи лет.

В период с 2015 по 2017 годы новое строительство объектов дошкольных организаций планируется в рамках замещения выбывающих по износу объектов и удовлетворения накопленной потребности населения в услугах дошкольного образования детей раннего возраста.

Действующая сеть общеобразовательных учреждений состоит из 170 общеобразовательных школ и двух филиалов. За последние три учебных года в области сокращено 5 общеобразовательных учреждений. При этом численность обучающихся за этот же период имеет положительную динамику.

Типы ОУ

Число ОУ по учебным годам

Численность обучающихся по учебным годам

2011/12

2012/13

2013/14

2011/12

2012/13

2013/14

Общеобразовательные ОУ (в т.ч. филиалы), всего

177

174

172

52247

52350

52646

в том числе:

1. Дневные

166

164

162

50403

50777

51297

2. Вечерние (сменные)

11

10

10

1844

1573

1349


Оптимизация сети общеобразовательных учреждений проводилась в контексте ряда проблем, среди которых наиболее существенными являются:

- территориальная неравномерность распределения детей по различным городским округам и муниципальным районам;

- неравномерность спроса на образовательные услуги различных общеобразовательных организаций;

- неравномерность распределения общеобразовательных организаций различного статуса и направленности по городским округам и муниципальным районам;

- доступность образования для различных категорий учащихся.

Дальнейшая оптимизация сети общеобразовательных организаций предусматривает:

- сокращение 4-х средних школ за счет реорганизации в основные общеобразовательные организации;

- закрытие начальной школы в с. Лагунное и перевод классов в МБОУ СОШ пгт. Южно-Курильска;

- закрытие вечерней школы N 1 в г. Южно-Сахалинске и открытие вечерних классов в МБОУ СОШ N 5 и N 13 г. Южно-Сахалинска;

- реорганизацию школ путем объединения: МБОУ СОШ N 1 и МБОУ СОШ N 2 г. Макарова, вечерней школы и МБОУ СОШ N 2 г. Корсакова, начальной школы и МБОУ СОШ с. Троицкое.

Таким образом, дальнейшая оптимизация сети общеобразовательных учреждений позволит обеспечить:

- соответствие структуры и состава элементов образовательной сети требованиям приоритетных направлений социально-экономического развития области;

- повышение эффективности использования материально-технических ресурсов общеобразовательных учреждений и оптимизацию использования бюджетных средств.

За период с 2011 года по 2013 год сеть государственных казенных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - ГКОУ), сократилась на 2 учреждения в связи с ликвидацией 2 детских домов. В настоящее время сеть Государственных казенных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - ГКОУ), состоит из 5 детских домов и 3 специальных (коррекционных) школ-интернатов, в которых воспитываются 450 детей.

В связи с развитием семейной формы устройства детей в Сахалинской области уменьшилось число детей, направляемых в детские дома. На воспитание в семьи граждан передано: в 2012 г. - 486 детей, в 2013 г. - 518 детей.

Динамика наполняемости детских домов: 2012 г. - 351 чел., 2013 г. - 324 чел. свидетельствует об уменьшении общей численности воспитанников детских домов, плановая наполняемость детских домов 404 места (свободных мест - 80).

В трех специальных (коррекционных) школах-интернатах в настоящее время проживает 149 воспитанников при плановой наполняемости 250 мест (свободных мест - 101).

Динамика численности контингента воспитанников специальных (коррекционных) школ-интернатов: 2012 г. - 184 чел., 2013 г. - 150 чел. показывает, что число воспитанников уменьшается.

Динамика численности контингента воспитанников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов позволяет оптимизировать сеть учреждений. В 2014 году планируется ликвидировать два детских дома и одну специальную (коррекционную) школу-интернат.

На территории Сахалинской области осуществляют деятельность 14 государственных профессиональных образовательных учреждений, в том числе по ведомственной принадлежности: министерство образования Сахалинской области - 12, министерство культуры Сахалинской области - 1, министерство здравоохранения Сахалинской области - 1. Приведенный контингент студентов, обучающихся в данных образовательных учреждениях, составляет 4859 человек.

В период с 2005 по 2009 годы была проведена оптимизация сети и ликвидировано 6 областных образовательных учреждений начального профессионального образования, расположенных на территории 6-ти муниципальных образований Сахалинской области. С марта 2014 года 8 образовательных учреждений начального профессионального образования преобразованы в профессиональные образовательные учреждения и переименованы в соответствии с их профилями подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена. Так, ГБОУ "Профессиональное училище N 19" переименовано в ГБПОУ "Сахалинский горный техникум", ГБОУ "Профессиональный лицей N 2" переименовано в ГБПОУ "Сахалинский техникум сервиса", ГБОУ "Профессиональный лицей N 6" переименовано в ГБПОУ "Сахалинский индустриальный техникум", профессиональные училища N 5, 13, 15, 18 и профессиональный лицей N 7 переименованы в ГБПОУ "Сахалинский политехнический центр" с присвоением порядкового номера. При более узкой профильности и отраслевой направленности данных политехнических центров в последующие годы планируется их преобразование и переименование. В настоящее время сеть образовательных учреждений оптимальна. Дальнейшее уменьшение количества профессиональных образовательных учреждений на территории Сахалинской области может привести к сокращению объема подготовки квалифицированных кадров и, соответственно, к снижению уровня производительности труда.

В соответствии с введенными Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена произведена корректировка основных профессиональных образовательных программ с учетом предложений работодателей и при их участии. Всего скорректировано 32 основные профессиональные образовательные программы.

Действующая сеть учреждений дополнительного образования состоит из 83 учреждений: 24 учреждения в сфере образования, 27 - в сфере спорта, туризма и молодежной политики, 32 - в сфере культуры. Образование детей и подростков по дополнительным программам предоставляется также на базе образовательных учреждений (школ, детских садов).

В 2013 году окончательно завершился процесс передачи учреждений спорта, культуры из сферы образования в ведомственное подчинение министерства культуры и министерства спорта, туризма и молодежной политики. В ходе оптимизации сети в 2013 году было ликвидировано одно муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей. На данный момент сеть образовательных учреждений оптимальна. Дальнейшее уменьшение количества учреждений дополнительного образования повлечет за собой снижение охвата детей 5 - 17 лет программами дополнительного образования, что противоречит Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".

В штате региональных учреждений Сахалинской области нет сотрудников, относящихся к категории научных сотрудников, на которых распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".

В целях оптимизации неэффективных расходов, в том числе на оплату труда вспомогательного, административно-управленческого персонала, принятые в 2013 году Положения о новой системе оплаты труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, разработаны с учетом дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала.

Планирование расходов на оплату труда персонала образовательных учреждений осуществляется также с учетом обеспечения сбалансированной дифференциации средней заработной платы между педагогическими работниками, административно-управленческим и вспомогательным персоналом. При этом доля расходов на оплату труда прочего персонала в фонде оплаты труда учреждения составляет не более 40%.

На значение данного показателя влияет наличие на территории области 40 малокомплектных школ, удельный вес которых в общем количестве общеобразовательных учреждений составляет 23,5%. Именно данные школы влияют на увеличение неэффективных расходов, т.к. являются наиболее затратными, с минимальной наполняемостью классов, наименьшим количеством учащихся, приходящимся на одного учителя, и не выдерживающими оптимального соотношения численности учителей и прочего персонала.

Вместе с тем существует объективная необходимость сохранения таких общеобразовательных учреждений. Сахалинская область занимает значительную территорию, расположенную на островах со сложными климатическими условиями (более 7 месяцев в году длится период распутицы и зимний период), и имеет низкую плотность населения. В центральных и северных частях острова Сахалин, а также на Курильских островах практически отсутствуют дороги с твердым асфальтовым покрытием, а часть населенных пунктов внутри районов соединена между собой только лесовозными дорогами. Оптимизация сети малокомплектных школ резко ограничена, так как зачастую отсутствует возможность осуществления подвоза учащихся в крупные населенные пункты.

Тем не менее, для максимального исключения неэффективных расходов проводится реструктуризация сети путем перевода малокомплектных школ в филиалы более крупных. Также с целью приведения фактического отношения прочего персонала и учителей к нормативной оптимальной величине принято постановление Правительства Сахалинской области от 08.12.2011 N 525 "Об утверждении порядка расчета нормативов финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений, общеобразовательных школ-интернатов на реализацию основных общеобразовательных программ на одного обучающегося и на одну группу воспитанников в дошкольной группе". В соответствии с данным нормативным актом фонд оплаты труда общеобразовательного учреждения формируется исходя из численности обучающихся и нормативов финансирования на одного обучающегося. Нормативы рассчитываются по единой для всех муниципальных образований методике, ограничивающей фонд оплаты труда административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала 30 процентами от фонда заработной платы учителей. Данное ограничение позволяет снижать размер неэффективных расходов, связанных с перекосами при формировании штатных расписаний по группам персонала.

Уровень обеспеченности педагогическими кадрами в целом по отрасли составляет 89,5%. Выражен возрастной и гендерный дисбаланс в учреждениях образования: доля учителей пенсионного возраста составляет 42% (российский показатель - 18%), доля педагогов-мужчин - чуть более 12% (на уровне российского показателя). Медленно происходит обновление педагогического корпуса. Доля молодых учителей сахалинских школ в возрасте до 35 лет составляет 26%.

Проблема обеспечения кадрами решается за счет увеличения учебной нагрузки на работающих учителей и за счет привлечения педагогов к работе по совместительству. Имеют внутреннее и внешнее совместительство в сфере образования 34% специалистов. В среднем по общеобразовательным учреждениям Сахалинской области учебная нагрузка составляет 26 недельных часов вместо 18. Неукомплектованность педагогическими кадрами системы образования объясняется, прежде всего, оттоком населения с острова.

Оценка потребности в дополнительных финансовых ресурсах на повышение оплаты труда работников системы образования произведена в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными приказом министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2013 N 171, исходя из прогнозных расходов на повышение оплаты труда отдельных категорий работников, рассчитанных на основании данных о среднесписочной численности и оплате труда отдельных категорий работников в соответствии с приказом Росстата от 30.10.2012 N 574.

Прирост фонда оплаты труда с начислениями к 2013 году составил 9,352 млрд. рублей, в том числе:

- за счет средств консолидированного бюджета Сахалинской области, включая дотацию из федерального бюджета, - 8,965 млрд. рублей, из них за счет средств, полученных от проведения мероприятий по оптимизации расходов, - 2,246 млрд. рублей;

- за счет средств от приносящей доход деятельности - 0,387 млрд. рублей.

Дефицита средств для исполнения Указов Президента Российской Федерации в региональном бюджете нет.

I. ИЗМЕНЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, СООТНЕСЕННЫЕ С ЭТАПАМИ ПЕРЕХОДА К ЭФФЕКТИВНОМУ КОНТРАКТУ


 1. Основные направления


Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации, включает в себя:

- основные мероприятия, направленные на ликвидацию очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации, указаны в государственной программе Сахалинской области "Развитие образования Сахалинской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 28.06.2013 N 331, в том числе:

- строительство, создание дополнительных мест в муниципальных образовательных организациях различных типов, а также развитие вариативных форм дошкольного образования;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»