ГУБЕРНАТОР ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 мая 2011 года N 407
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСА МЕР ПО РАЗВИТИЮ ДОБЫЧИ, ПЕРЕРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОРФА НА ТЕРРИТОРИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2011 - 2016 ГГ.
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления администрации Владимирской области от 31.08.2020 N 569.
____________________________________________________________________
(в редакции постановления Губернатора Владимирской области от 22.03.2012 N 290, постановлений администрации Владимирской области от 15.09.2014 N 954, от 12.11.2015 N 1131)
В целях повышения энергоэффективности экономики области, формирования нового экономического высокотехнологичного регионального отраслевого кластера по добыче, переработке и использованию торфа постановляю:
1. Утвердить комплекс мер по развитию добычи, переработки и использования торфа на территории Владимирской области на период 2011 - 2016 гг. согласно приложению N 1.
2. Создать комиссию по контролю за реализацией комплекса мер в составе согласно приложению N 2.
3. Признать утратившим силу распоряжение Губернатора области от 24.01.2011 N 17-р "О создании рабочей группы".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области по строительству и развитию инфраструктуры.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Владимирской области
Н.В.ВИНОГРАДОВ
(в редакции постановления Губернатора Владимирской области от 22.03.2012 N 290, от 12.11.2015 N 1131)
ПАСПОРТ КОМПЛЕКСА МЕР ПО РАЗВИТИЮ ДОБЫЧИ, ПЕРЕРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОРФА НА ТЕРРИТОРИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2011 - 2016 ГГ.
Наименование | Комплекс мер по развитию добычи, переработки и использования торфа на территории Владимирской области на период 2011 - 2016 гг. |
Основания для разработки | - распоряжение Губернатора Владимирской области N 17-р от 24.01.2011; - решение межведомственного совещания "О состоянии и перспективах добычи и переработки торфа на территории Владимирской области" от 18.01.2011 |
Заказчик | Администрация Владимирской области |
Разработчики | Межведомственная рабочая группа, ООО "Региональная Биоэнергетическая Компания "ВЛАДИМИР" |
Исполнители | Департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области; департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации Владимирской области; департамент сельского хозяйства администрации Владимирской области; комитет по энергетической политике администрации Владимирской области |
Цели и задачи | Цели: 1. Повышение энергоэффективности экономики области, в том числе жилищно-коммунального сектора: - ресурсосбережение - сокращение затрат на закупку дальнепривозных видов топлива; - увеличение использования местных видов топлива; - повышение качества предоставляемых населению услуг; - повышение ресурсной и экономической эффективности жилищно-коммунальной сферы; - оптимизация системы теплоснабжения с учетом специфики системы расселения области; - повышение надежности системы теплоснабжения; - внедрение современных технологий при модернизации системы теплоснабжения. 2. Формирование нового экономического высокотехнологичного регионального отраслевого кластера: - включающего в себя добычу, переработку, систему транспортировки и хранения торфяного топлива; - использование местных видов топлива при производстве тепловой энергии; - производство энергетического и котельно-топочного оборудования. Задачи: 1. Повышение эффективности использования местных природных ресурсов. 2. Развитие производственного потенциала региона: локализация производства оборудования для коммунальной энергетики. 3. Формирование внутрирегионального рынка местных видов топлива. 4. Создание новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней |
Срок реализации | 2011 - 2016 годы |
Объем и источники финансирования | Общая стоимость реализации комплекса мер составляет 1107 млн. рублей, в том числе: а) основные мероприятия - 975 млн. рублей (внебюджетные источники - средства инвестора), из них: 360 млн. рублей - на модернизацию и строительство котельных на торфяном топливе; 225 млн. рублей - на развитие добычи торфа; 390 млн. рублей - на строительство заводов по переработке торфа и производству агломерированного топлива); б) дополнительные мероприятия - 132 млн. рублей (внебюджетные источники - средства инвестора) |
Целевые индикаторы | 1. Увеличение объемов производства: - увеличение производства тепловой энергии из местных топливно-энергетических ресурсов до 286440 МВт.ч в год; - увеличение добычи топливного торфа до 180 тыс. тонн в год; - увеличение объемов производства садового торфа и торфа для сельского хозяйства до 50 тыс. куб. м в год; - увеличение объемов производства улучшенного топлива до 91,0 тыс. тонн торфяных брикетов (гранул). 2. Объем выручки от реализации продукции и услуг кластера до 1954,3 млн. рублей в год. 3. Увеличение налоговых поступлений в региональный и местный бюджет, платежей во внебюджетные фонды до 619,371 млн. рублей за весь период. 4. Создание до 600 новых дополнительных рабочих мест с дополнительным фондом оплаты труда до 285,1 млн. рублей в год. 5. Энергосберегающий эффект (экономия средств на закупки топлива) до 536,2 млн. рублей за период реализации. 6. Синергический эффект от развития нового отраслевого кластера в смежных отраслях (производство энергетического оборудования, средств автоматизации, сельского хозяйства, транспорта и др.). 7. Снижение экологической нагрузки на окружающую среду за счет сокращения выбросов от модернизированных котельных в 2 раза |
(далее - Программа)
Основными проблемами рассматриваемых систем теплоснабжения являются:
- высокий уровень морального и физического износа основного оборудования тепловых источников, в том числе значительная доля оборудования, выработавшего нормативный срок службы;
- низкая степень надежности системы вследствие аварийного состояния ряда котельных и тепловых сетей, низкой степени автоматизации и высокой доли ручного труда и влияния человеческого фактора;
- низкая загрузка установленной тепловой мощности. При суммарной установленной мощности 190099,51 кВт суммарная подключенная нагрузка составляет 55807,47 кВт, что почти в 3,5 раза ниже;
- низкая эффективность производства тепловой энергии, характеризующаяся избыточными расходами топлива и низкими показателями тепловой экономичности;
- низкая эффективность транспорта тепловой энергии. По экспертной оценке, реальный уровень потерь при передаче тепловой энергии значительно превышает нормативный, что приводит к снижению степени надежности теплоснабжения и отпуску потребителям энергии ненадлежащего качества;
- дисперсная система расселения и тенденции демографической ситуации требуют стратегических решений по децентрализации систем теплоснабжения в населенных пунктах с низкой численностью населения.
Решение проблемы модернизации системы теплоснабжения коммунальной инфраструктуры данной Программой предполагается за счет реконструкции котельного оборудования с применением современных технологий, модульности и высокой степени автоматизации, с одновременным переводом на сжигание местного рафинированного торфяного топлива.
По анализу, сделанному департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации области, в области насчитывается 70 котельных, работающих на угле или мазуте, перспективных к переводу на местные виды топлива, имеющих присоединенную нагрузку 54651,48 кВт и средний тариф на отпускаемую тепловую энергию 2580 рублей.
Список рассматриваемых к переводу на местные виды топлива котельных приведен в приложении N 1. Данный список не является окончательным, состав котельных, переводимых на торф, может изменяться в процессе реализации Программы.
1. Повышение энергоэффективности экономики области, в том числе жилищно-коммунального сектора:
- ресурсосбережение - сокращение затрат на закупку дальнепривозных видов топлива;
- увеличение использования местных видов топлива;
- повышение качества предоставляемых услуг;
- повышение ресурсной и экономической эффективности жилищно-коммунальной сферы;
- оптимизация системы теплоснабжения с учетом специфики системы расселения области;
- повышение надежности системы теплоснабжения;
- внедрение современных технологий при модернизации системы теплоснабжения.
2. Формирование нового экономического высокотехнологичного кластера:
- включающего в себя добычу, переработку, систему транспортировки и хранения торфяного топлива;
- использование местных видов топлива при производстве тепловой энергии;
- производство энергетического и котельно-топочного оборудования.
1. Повышение эффективности использования местных природных ресурсов.
2. Развитие производственного потенциала региона: формирование сектора переработки местных видов топлива, локализация производства оборудования для коммунальной энергетики.
3. Формирование внутри регионального рынка местных видов топлива.
4. Создание новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
1. Снижение темпов роста тарифов на услуги системы теплоснабжения для населения и объектов социальной сферы:
- значительные финансовые средства отвлекаются от использования непосредственно на оказание коммунальных услуг и, соответственно, их качество. Доля транспортных затрат в стоимости топлива при его поставке в муниципальные районы области составляет 50% на угле и 20% на мазуте;
- особой значимостью в использовании торфа как местного вида топлива является меньшая зависимость региональной энергетики от роста стоимости энергоресурсов, поступающих из-за пределов области;
- кроме того, значительные налоговые поступления от производителей торфа в бюджеты областного и муниципального уровней позволят улучшить финансирование мероприятий по развитию и модернизации коммунальной инфраструктуры.
2. Модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства:
- существенные потери тепла и энергоресурсов происходят при эксплуатации инженерных систем и оборудования. Значительное количество котельных мощностью менее 5 Гкал/час, работающих на твердом топливе и требующих больших затрат физического труда, оснащены устаревшим технологическим оборудованием, без систем регулирования и средств контроля, что является причиной резкого удорожания стоимости вырабатываемой тепловой энергии;
- на многих котельных требуется проведение значительных мероприятий по оптимизации использования теплоэнергетического оборудования в связи с изменением присоединенных нагрузок потребителей, отсутствием значительных перспектив развития экономики и, соответственно, жилищно-коммунального хозяйства.
3. Повышение надежности систем теплоснабжения:
- уровень износа объектов жилищно-коммунального хозяйства составляет свыше 65%, что не позволяет гарантировать высокое качество поставляемой тепловой энергии и безаварийную работу системы;
- низкий уровень автоматизации и высокая доля ручного труда при низкой подготовленности и квалификации обслуживающего персонала (человеческий фактор) резко повышает вероятность аварийных ситуаций на объектах теплоснабжения.
3.1. Торф - высокоэффективный топливно-энергетический ресурс.
Торф - это местный топливно-энергетический ресурс, равномерно распространенный практически по всей территории Российской Федерации. Продукты переработки торфа (рафинации и агломерации) - топливные брикеты и гранулы в сегодняшних экономических условиях вполне могут составить конкуренцию привозным традиционным видам топлива, закупаемого регионом, - мазуту, печному топливу и углю не только по экономическим параметрам, но также по высоким энергетическим и потребительским свойствам - удобству транспортировки, хранения, упаковке.
Параметр | Класс А | Класс Б | |
1. | Диаметр, D, мм | 75 | 75 |
2. | Длина, L, мм | 2,5 - 3 | 2,5 - 125 |
3. | Влажность, W, % | 10 - 12 | 12 - 18 |
4. | Зольность, A, % | < 6 | < 12 |
5. | Насыпная плотность, кг/куб. м | 700 - 750 | 650 - 700 |
Постоянный рост цен на традиционные виды ТЭР, в частности на уголь и мазут, в регионах, не имеющих этих ресурсов, делают приоритетными задачи снижения энергетической зависимости, диверсификации энергетики, повышения энергоэффективности, ресурсосбережения.
В рамках решения этих задач тема увеличения использования местных альтернативных топливно-энергетических ресурсов, в том числе и торфа, становится особенно актуальной и заслуживающей серьезного внимания.
В таблице 1 приведен расчет стоимости топливной составляющей в тарифе на тепловую энергию, получаемую из разных видов топлива. Цены взяты за отопительный сезон 2010 - 2011 года с учетом доставки топлива на котельную. Расчет цены топливной составляющей проводился с корректировкой паспортной теплотворной способности топлива, с учетом КПД не действующих, а существующих (производимых) систем сжигания.