Недействующий

О РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2013 ГОДЫ" (с изменениями на: 19.12.2013)

2.3.1. Амбулаторно-поликлиническая помощь


Ведущим звеном в системе организации медико-санитарной помощи населению являются амбулаторно-поликлинические учреждения.

В области функционируют 14 самостоятельных и 162 амбулаторно-поликлинических структурных подразделений, в которых оказывается врачебная медицинская помощь.

Отмечена тенденция укрепления кадрового потенциала первичного звена: укомплектованность первичного звена врачами возросла с 74% до 96,7%, медицинскими сестрами - с 73% до 98%, с 1,4 до 1,1 снизился коэффициент совместительства врачей первичного звена.

Объемы медицинской помощи в 2012 году составят 9,38 посещений на 1 жителя.

О недостаточно эффективной работе первичного звена свидетельствует несоответствие между снижением заболеваемости населения и высокой выявляемостью заболеваний (более чем в 2 раза выше среднероссийского показателя) во время проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, поэтому в ходе реализации программы модернизации планируется работа по следующим направлениям:

- улучшение работы участковой службы с учетом ведения "Паспорта врачебного участка", утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 255;

- рост профилактических осмотров всех видов: периодических, предварительных, осмотров декретированных групп населения и проведения дополнительной диспансеризации;

- рост патронажных посещений до 30%;

- рост активных посещений на дому до 20%;

- развитие стационарозамещающих видов медицинской помощи;

- внедрение новых видов по медицинскому (сестринскому) уходу на дому за маломобильными пациентами, перенесшими инсульт, онкобольными и другими хроническими больными;

- распространение выездных форм работы специалистов областных учреждений, в том числе центров здоровья;

- совершенствование организации неотложной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях.

Кроме того, для повышения доступности и качества предоставляемой амбулаторной медицинской помощи на территории области будет сформирована трехуровневая система в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи.

Третий уровень представлен городскими поликлиниками, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, включая: участковую терапевтическую службу, врачей специалистов, кабинет (отделение) профилактики, имеющим в составе смотровой кабинет, флюорографию, рентгенографию, электрокардиографию, школы здоровья, лабораторную диагностику и Центры здоровья.

Состав узких специалистов будет определен в соответствии со структурой заболеваемости и населением, прикрепленным к данному ЛПУ.

В учреждениях третьего уровня организуются дневные стационары, создаются пункты неотложной помощи.

Второй уровень представлен межмуниципальными центрами, оказывающими квалифицированную специализированную амбулаторную медицинскую помощь по наиболее востребованным специализированным профилям в соответствии с порядками оказания специализированной медицинской помощи. В межмуниципальных центрах широко будут применяться стационарозамещающие формы (дневные стационары) по специализированным профилям, будет представлен широкий спектр диагностических процедур, специальные рентгенологические исследования, включая КТ.

Первый уровень - это консультативно-диагностическая специализированная помощь, которая организована в консультативно-диагностических центрах областных ЛПУ. В центрах проводятся консультации и диагностические исследования по направлению из амбулаторно-поликлинических учреждений. Одновременно с оказанием консультативно-диагностической помощи данные учреждения выполняют организационно-методическую функцию.

Реализация данной модели амбулаторной службы позволяет осуществлять поэтапное оказание помощи, соблюдать принципы территориальности и профилактической направленности, а также позволяет компенсировать неравномерность развития амбулаторной медицинской помощи.

Рациональное распределение медицинских ресурсов и медицинских кадров позволяет на третьем уровне значительно активизировать профилактическую работу, деятельность центров здоровья.

Кроме того, в полном объеме используется дорогостоящее оборудование, компенсируется дефицит врачей-специалистов по требуемым профилям и, как следствие, снижаются сроки ожидания на диагностические исследования и на прием к врачам.

За последние 5 лет во Владимирской области в рамках действующих долгосрочных целевых программ и приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения первичная медико-санитарная помощь получила планомерное и эффективное развитие.

Реализация мероприятий программы модернизации направлена на совершенствование деятельности первичного медико-санитарного звена, повышение объемов амбулаторно-поликлинической помощи в 2011 - 2012 году с 9,38 в 2010 г. до 9,825 посещений на одного человека в год (федеральный норматив - 9,7 посещения).

В регионе на протяжении нескольких лет принимались меры по сокращению коечного фонда, перераспределению объемов медицинской помощи из стационарного сектора в амбулаторный, опережающему развитию амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, реорганизации стационарной помощи.

За последние 5 лет в амбулаторно-поликлинических учреждениях области успешно развиваются стационарозамещающие формы оказания медицинской помощи (дневные стационары) по терапевтическому, пульмонологическому, гинекологическому, эндокринологическому, хирургическому профилям. В 2010 году в области при амбулаторно-поликлинических учреждениях развернуто 1205 коек, выполнено 434597 пациенто-дней. В 2011 - 2012 гг. планируется увеличение количества коек до 1235. В 2010 году обеспеченность 1 жителя области составила 0,524 пациенто-дня, в 2011 - 2012 гг. планируется увеличение до 0,561 пациенто-дня. Развитие дневных стационаров и приближение их к населению позволит уменьшить потоки госпитализации на койки круглосуточного стационара и повысить эффективность их работы.

В целях оптимизации амбулаторно-поликлинической помощи населению будут развернуты пункты неотложной медицинской помощи (ПНМП) в поликлиниках г. Владимира, г. Мурома, ряда муниципальных районов области. Учитывая ее высокую эффективность, сокращение объемов дорогостоящей скорой медицинской помощи, перевод необоснованных вызовов на амбулаторно-поликлинический этап позволит сократить неэффективные расходы за счет увеличения объемов менее затратной амбулаторно-поликлинической помощи.

Поэтапный переход по развитию ПНМП обеспечит организацию их во всех поликлиниках области.