Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА (с изменениями на: 28.07.2014)

II. Система особо охраняемых природных территорий Владимирской области


Создание особо охраняемых природных территорий является традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности. Экологическая доктрина Российской Федерации рассматривает создание и развитие особо охраняемых природных территорий разных уровней и режима в числе основных направлений государственной политики в области экологии.

Первая охраняемая природная территория в регионе была организована в 1935 году - это боброво-выхухолевый заповедник "Клязьминский", который был расформирован в 1951 году. Начало планомерного формирования системы особо охраняемых природных территорий относится к 60-м годам XX столетия.

По состоянию на 01.01.2012 во Владимирской области создана сеть особо охраняемых природных территорий, включающая в себя 184 природных объекта федерального и регионального значения и различных по категории и профилю, общей площадью 336419 га, что составляет 11,57% от всей площади территории области. Владимирская область входит в число 3 регионов Центрального федерального округа, превышающих среднероссийский показатель по площади, занимаемой особо охраняемыми природными территориями. Доля площади территории субъекта Российской Федерации, занятой особо охраняемыми природными территориями, в общей площади территории субъекта Российской Федерации является показателем для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды.

Для выполнения работ по управлению, созданию и обеспечению охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, ведению Красной книги Владимирской области и формированию положительного имиджа Владимирской области за счет развития системы особо охраняемых природных территорий в 2008 году департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации области выступил учредителем государственного бюджетного учреждения Владимирской области "Единая дирекция особо охраняемых природных территорий Владимирской области" (далее - Дирекция).

За три года Дирекцией была проведена инвентаризация 85% особо охраняемых природных территорий, определен перечень территорий, нуждающихся в реорганизации и снятии природоохранного статуса. Оформлены паспорта и охранные обязательства на 31 государственный памятник природы, с целью уточнения режима особой охраны, границ и проведения функционального зонирования проведены обследования восьми заказников различного профиля и историко-ландшафтного комплекса регионального значения. Установлены информационные аншлаги на 14 особо охраняемых природных территориях. Начата и продолжается работа по ведению кадастра особо охраняемых природных территорий на основе ГИС-технологий. Образованы четыре новые особо охраняемые природные территории: на территории Судогодского района государственные комплексные природные заказники регионального значения "Марса" и "Васильевский бор", памятник природы регионального значения "Фонтан", на территории муниципального образования город Владимир памятник природы регионального значения "Родник Никольский".

Опыт работы отчетливо выявил сильные и слабые стороны сложившейся системы особо охраняемых природных территорий и необходимость решения проблем, препятствующих эффективному функционированию этих территорий.

Система особо охраняемых природных территорий пока не является в полной мере репрезентативной по отношению ко всем наиболее ценным экосистемам и видам.

Особо охраняемые природные территории разрозненны, что является серьезным препятствием для свободной миграции видов диких животных и дикорастущих растений, не обеспечивает непрерывность среды их обитания и произрастания.

Природные и туристско-рекреационные ресурсы особо охраняемых природных территорий не в полной мере используются для развития туризма. Недостаточно участия в развитии туризма малого и среднего бизнеса, местного населения. Требуется включение системы особо охраняемых природных территорий в сферу социально-экономических отношений.

Необходимо принять меры к организации системной работы по учету и контролю за состоянием и соблюдением режимов охраны и использования указанных территорий.

Не решены вопросы по внесению сведений о границах и режимах особой охраны особо охраняемых природных территорий как зон с особыми условиями использования территорий в государственный кадастр недвижимости.

Необходимо совершенствовать подходы к регулированию хозяйственной и иной деятельности на особо охраняемых природных территориях, устойчивому использованию их, прежде всего в сфере туристической и рекреационной деятельности, научному обеспечению и информационной поддержке, укреплению межрегионального сотрудничества.