В 2012 году и в начале 2013 года бюджетная политика Владимирской области была направлена на решение социально-экономических задач, в первую очередь поставленных в указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года, на обеспечение устойчивости консолидированного бюджета области и повышение эффективности управления общественными финансами.
По итогам 2012 года обеспечена положительная динамика основных показателей консолидированного бюджета Владимирской области по отношению к 2011 году.
Обеспечен рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Владимирской области в 2012 году на 7,3% к уровню 2011 года. В 2012 году, по результатам оценки Правительства Российской Федерации, Владимирской области как одному из 25 субъектов Российской Федерации, достигших наилучших результатов по увеличению регионального налогового потенциала, была выделена поощрительная дотация в сумме 290,6 млн. рублей.
В области был реализован ряд предусмотренных налоговой политикой мер, направленных на привлечение инвестиций на территорию области. Оказывалась государственная поддержка организациям, осуществляющим на территории области инвестиционную деятельность в виде предоставления налоговых льгот по налогу на имущество организаций и снижения ставки налога на прибыль с 18 до 13,5%. В 2012 году государственную поддержку получили 25 организаций-инвесторов.
Результатом государственной поддержки инвесторов стали дополнительные поступления в бюджет области от этих налогоплательщиков в размере 698,5 млн. рублей (сумма льгот составила 663,1 млн. рублей, уплачено ими в бюджет - 1361,6 млн. рублей).
Создавались благоприятные условия для построения среднего и малого бизнеса. С 2012 года Законом Владимирской области от 12.10.2011 N 86-ОЗ "Об установлении дифференцированных налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения во Владимирской области" были установлены пониженные налоговые ставки для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. В результате, за счет расширения налогооблагаемой базы темп прироста поступлений от данного налога составил за 2012 год 26,9% при среднем росте доходов областного бюджета 11,1%.
С 01 января 2013 года в соответствии с Законом Владимирской области от 12.11.2012 N 140-ОЗ "О введении патентной системы налогообложения на территории Владимирской области" индивидуальными предпринимателями может применяться патентная система налогообложения, которая также является льготной системой налогообложения.
Укреплению налоговой базы местных бюджетов способствует реализация постановления Губернатора Владимирской области от 16.12.2011 N 1419 "Об утверждении перспективного комплексного плана мероприятий по мобилизации местных налогов, подлежащих уплате в бюджеты муниципальных образований области, на 2012 - 2014 годы". В результате поступления местных налогов увеличились в 2012 году на 19% к уровню 2011 года.
Рост доходов бюджета позволил своевременно и в полном объеме выполнить все расходные обязательства Владимирской области.
Средняя заработная плата отдельных категорий работников учреждений бюджетного сектора доведена до уровней, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597. Все социальные пособия населению были проиндексированы на 6% с 01 января 2012 года. Особое внимание уделялось государственной поддержке семей с детьми, направленной на стимулирование рождаемости, введены новые виды поддержки (областной материнский капитал и ежемесячные денежные выплаты на третьего и последующих детей до достижения ими возраста трех лет). В 2012 году продолжились мероприятия по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации. Для молодых учителей была установлена льгота на оплату первоначального взноса при приобретении жилья и компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечному кредитованию. Обеспечивались мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов. На начало 2013 года обеспечена доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Пополнился библиотечный фонд областных и муниципальных библиотек.
В прошлом году увеличилась государственная поддержка сельского и дорожного хозяйства, которая позволила закрепить позитивные тенденции, наметившиеся в последние годы в отраслях экономики области. Реализованы адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, капитальному ремонту многоквартирных домов. По итогам оценки Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства эффективности реализации указанных программ Владимирской области присвоено 6 место в Российской Федерации с выделением в 2013 году дополнительной поддержки в сумме 160 млн. рублей.
В сфере политики межбюджетных отношений достигнуты следующие результаты:
межбюджетные трансферты из областного бюджета распределены на основе единых методик исходя из объективных показателей, в том числе установлен порядок распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, обеспечивающий гарантированный уровень доходов муниципальных образований, а также сформированы единые методологические подходы к предоставлению субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований и созданы условия для их эффективного использования, утвержденные постановлением Губернатора Владимирской области от 14.07.2008 N 515 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Владимирской области";
нормативно утверждены перечни приоритетных направлений софинансирования расходных обязательств муниципальных образований на 3 года с показателями результативности в соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 14.02.2011 N 105 "Об утверждении Порядка определения приоритетных направлений софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Владимирской области";
удалось добиться активизации деятельности по финансовому оздоровлению, содействию реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса и стимулированию экономических реформ в муниципальных образованиях, чему способствовало предоставление на конкурсной основе субсидий на реализацию муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов и дотаций для стимулирования роста налогового потенциала муниципальных образований;
По результатам исполнения консолидированного бюджета Владимирской области за 2012 год сложился дефицит в сумме 2,3 млрд. рублей (6,2% к налоговым и неналоговым доходам и 0,8% ВРП). На финансово безопасном уровне сохранялся объем государственного и муниципального долга. Государственный долг Владимирской области на начало 2013 года составил 1,7 млрд. рублей (6,6% налоговых и неналоговых доходов областного бюджета и 0,6% ВРП).
В основных направлениях бюджетной и налоговой политики Владимирской области в 2013 - 2015 годах были обозначены конкретные цели, достижение которых призвано повысить качество управления общественными финансами.
Областной бюджет на 2013 - 2015 годы сформирован с учетом ограничения предельного объема расходов суммой доходов и расчетным размером его дефицита. Соблюдение этого правила обеспечивает повышение устойчивости областного бюджета.
В 2012 году и первом полугодии 2013 года продолжилась реализация комплексной реформы государственных учреждений, направленной на повышение доступности и качества государственных услуг, эффективности и прозрачности деятельности государственных учреждений. Расширилась практика формирования государственных заданий на оказание государственных услуг: задания установлены не только бюджетным и автономным учреждениям, но и казенным учреждениям.
В целях повышения эффективности бюджетных расходов 75,4% расходов консолидированного бюджета в 2012 году было направлено на реализацию областных и муниципальных программ. В текущем году в Бюджетный кодекс Российской Федерации внесены поправки, обеспечивающие создание законодательной базы для формирования и исполнения бюджетов всех уровней на основе государственных и муниципальных программ. На областном уровне действуют две государственные программы: по развитию сельского хозяйства и здравоохранения. Остальные, намечаемые к реализации с 2014 года государственные программы, должны быть разработаны и утверждены не позднее 25 сентября 2013 года.
В рамках концепции управления общественными финансами "Электронный бюджет" на федеральном сайте размещена в полном объеме информация об областных государственных и муниципальных учреждениях.
В то же время планирование мер социально-экономического развития и бюджетное планирование остаются недостаточно скоординированными. Не удалось в полной мере обеспечить приоритезацию структуры расходов областного бюджета и увеличить долю средств, направленных на развитие человеческого капитала и инфраструктуры.
Задачи социально-экономической политики и итоги их реализации по-прежнему рассматриваются отдельно от вопросов бюджетной политики. При достижении целей в меньшей степени, чем определено в Докладах департаментов администрации области о результатах и основных направлениях деятельности, бюджетные средства израсходованы в большем объеме, чем намечено.
Целевые программы области пока не стали инструментом выработки и реализации государственной политики на долгосрочную перспективу. Многие программы рассчитаны на увеличение бюджетного финансирования, источники которого не обозначены.
Отсутствует четкая система оценки эффективности бюджетных расходов. Допускаются факты неэффективного использования бюджетных средств в сфере управления бюджетными инвестициями. Продолжают иметь место неэффективные расходы в связи с низкой наполняемостью классов в дневных общеобразовательных школах, избыточной численностью персонала школ и прочего персонала учреждений здравоохранения.
Медленно решается задача повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг. Нет четкой системы обратной связи с потребителями государственных услуг.