Действующий

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ И ДРУГИХ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА НА 2014 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2015 И 2016 ГОДОВ (с изменениями на: 07.10.2014)

3.4. Рационализация финансовых инструментов и механизмов налогового стимулирования приоритетных направлений экономического развития Владимирской области


В настоящее время в российской налоговой системе действует около 200 различных льгот и преференций - по налогу на прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам.

Несмотря на то, что предоставление налоговых преференций, льгот и вычетов напрямую не влечет расходования бюджетных средств, указанные меры влияют на сокращение доходов бюджетной системы и тем самым уменьшают бюджетные возможности для решения поставленных перед регионами задач. Поэтому любые бюджетные вложения должны иметь социальный и бюджетный эффект - это повышение темпов роста показателей социально-экономического развития и, соответственно, увеличение налогового потенциала бюджета.

Налоговое стимулирование предприятий Владимирской области проводится как на федеральном, так и на областном уровне.

Среди основных федеральных налоговых льгот и преференций, предоставленных федеральным и областным законодательством и направленных на стимулирование экономического развития, выделяются следующие:

- амортизационная премия по налогу на прибыль организаций в размере 10 и 30% (уменьшение базы налога на прибыль организаций);

- нулевая ставка по налогу на прибыль организаций для сельхозпроизводителей;

- имущественные, социальные, стандартные, профессиональные и прочие налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц;

- установление льготной ставки по налогу на имущество организаций в отношении линейных объектов (железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи);

- исключение из объекта обложения налогом на имущество организаций вновь вводимого с 01.01.2013 движимого имущества (машины, оборудование);

- снижение ставки налога на прибыль с 18 до 13,5% организациям, осуществляющим на территории области инвестиционную деятельность и освобождение их от уплаты налога на имущество, созданного и приобретенного, а также реконструированного и введенного в эксплуатацию в ходе реализации инвестиционного проекта;

- предоставление учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы Владимирской области пониженной ставки (13,5%) налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет области;

- установление льготной ставки налога на имущество организаций - в отношении отделений почтовой связи, находящихся в сельской местности, в размере 1,1%;

- освобождение от обложения налогом на имущество организации - в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения;

- предоставление льготы по уплате транспортного налога сельскохозяйственным товаропроизводителям (в отношении грузовых автомобилей, автобусов).

Общая сумма налоговых вычетов, преференций и льгот по налогам, зачисляемым в областной бюджет, составит в 2014 году 7,6 млрд. рублей, из них установленные федеральным законодательством - 6 млрд. рублей (79% общей суммы льгот), областным законодательством - 1,6 млрд. рублей (21%).

Налоговые льготы, предоставляемые организациям и физическим лицам в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами Владимирской области, представлены в приложении N 2 к настоящим основным направлениям бюджетной и налоговой политики Владимирской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

В первую очередь налоговая политика области должна стимулировать инвестиционную и инновационную активность предприятий.

При этом при помощи налогового стимулирования предприятий можно добиться роста налоговых доходов в будущем.

Результаты этого уже имеются во Владимирской области, когда организациям-инвесторам удается обеспечивать рост налоговых поступлений за счет эффекта расширения налогооблагаемой базы, достигаемого в результате экономического роста.

В 2012 году государственную поддержку в виде снижения ставки налога на прибыль с 18 до 13,5% и освобождения от уплаты налога на имущество получили 25 организаций-инвесторов (ЗАО "РБ Групп" - выпуск полиэфирных волокон, ЗАО "Завод "Ковровский доломит" - производство доломита, ООО "Стекольный завод "Элиос" - производство стеклотары, ООО "Суздальская пивоваренная компания" - производство пива, с иностранными инвестициями ООО "МАРЧЕГАЛИЯ РУ" - производство нержавеющих труб, ОАО "Крафт Рус", ЗАО "Фереро Руссия" - кондитерское производство и другие).

В связи с повышением инвестиционной активности в 2012 году увеличился объем инвестиций в основной капитал на 2,1 млрд. рублей и составил 60,1 млрд. рублей. За счет эффекта расширения налогооблагаемой базы, достигаемого в результате экономического роста, в 2012 году темп прироста налоговых поступлений от этой категории налогоплательщиков составил 35%.

Налоговая политика области направлена на дальнейшую поддержку инвестиционной деятельности. Более того, в рамках государственной программы "Привлечение инвестиций на территорию Владимирской области на 2014 - 2018 годы" предполагается создать ряд долгосрочных стимулирующих механизмов (предоставление бюджетных инвестиций, государственных гарантий, бюджетных кредитов, налоговых льгот, субсидий), которые должны способствовать реализации новых инвестиционных проектов в области.

Вместе с тем, на фоне позитивных процессов следует отметить наличие фактов неисполнения отдельными организациями (ООО "Русджам", ОАО "Запчасть") параметров, заложенных в бизнес-планах в части получения прибыли, достижения определенного уровня выручки от реализации продукции, рентабельности продаж, что отрицательно сказывается на финансовом состоянии организаций, в связи с чем не достигнута социальная значимость проектов для региона.

Не подтверждают бюджетного эффекта реализуемые в области инвестиционные проекты по освоению лесов ООО "Владимирский ЛПК" и ООО "Ковровлеспром". Этим организациям оказывается государственная поддержка из областного бюджета в виде освобождения их от платы за использование лесов, ежегодно ее объем составляет около 90 млн. рублей.

По итогам 2012 года поступления в бюджет от организаций лесной отрасли снижены на 20%, что подтверждает неэффективность вложенных бюджетных средств.

Не проводится оценка эффективности налоговой льготы по налогу на имущество, предоставленной отделениям почтовой связи, которые находятся в сельской местности. Услуги почтовой связи оказывают 448 отделений, из которых 312 находятся в сельской местности. Вместе с тем, количество отделений почтовой связи в сельской местности сокращается по причине получения убытков.

Создаются благоприятные условия и для построения бизнеса, поскольку экономика области не может успешно развиваться без среднего и малого предпринимательства.

Предприятия среднего и малого бизнеса нуждаются в серьезной экономической и финансовой поддержке и в первую очередь в области налогообложения.