Ранее поставленные цели бюджетной и налоговой политики Владимирской области: повышение качества жизни всех слоев населения и конкурентоспособности экономики региона, не потеряли своей актуальности и должны быть достигнуты с учетом решения новых задач по преодолению существующих проблем.
Ситуация в экономике области ставит бюджетную политику перед новыми вызовами.
Замедление темпов экономического развития региона снижает возможности для увеличения доходной базы областного бюджета и постоянного роста бюджетных расходов. Модель постоянного роста бюджетных расходов к настоящему моменту исчерпала свои возможности.
В этих условиях для обеспечения повышения качества жизни населения на первый план выходит решение задач повышения эффективности расходов и переориентации бюджетных ассигнований в пользу приоритетных направлений и проектов, обеспечивающих максимальный мультипликативный эффект экономического роста и достижение измеримых, общественно значимых результатов, наиболее важные из которых установлены указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года.
С целью обеспечения конкурентоспособности экономики региона требуется развитие государственно-частного партнерства, инфраструктуры, поддержка малого и среднего бизнеса, инвесторов.
В новых макроэкономических реалиях при формировании проекта областного бюджета на 2014 - 2016 годы для достижения целей бюджетной политики особое внимание следует уделить решению следующих основных задач.
1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости областного бюджета как базового принципа ответственной бюджетной политики при безусловном исполнении всех обязательств Владимирской области и выполнении задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года.
Для реализации этой задачи необходимо:
- в порядке, установленном на федеральном уровне, разработать бюджетную стратегию до 2020 года в виде аналитического документа в увязке с социально-экономической стратегией Владимирской области до 2027 года и, исходя из них, формировать предельные объемы расходов областного бюджета на долгосрочный период. При этом параметры прогноза социально-экономического развития и проекта областного бюджета на 3-летний период должны быть составной частью соответствующих прогнозов на долгосрочную перспективу. Их необходимо рассматривать одновременно;
- обеспечить соответствие бюджетных проектировок областного бюджета на 2014 - 2016 годы основным параметрам прогноза социально-экономического развития Владимирской области. Главным администраторам средств областного бюджета следует сформировать прогнозы доходов в строгом соответствии с показателями прогноза социально-экономического развития области;
- предусмотреть сокращение дефицита областного бюджета с 10,5% в 2014 году до 7,5% в 2015 году и до 5,3% в 2016 году (в доле условно-утвержденных расходов) и принять в качестве целевого индикатора с 2017 года отсутствие дефицита областного бюджета в части текущих расходов;
- обеспечить расходы областного бюджета на исполнение действующих расходных обязательств в максимальной степени собственными доходными источниками. При этом все принимаемые решения должны быть просчитаны и финансово обеспечены;
- сформировать резерв для участия области в государственных программах Российской Федерации;
- обеспечить безопасный уровень и структуру государственного долга Владимирской области.
2. Оптимизация структуры расходов областного бюджета.
Исчерпание возможностей для наращивания общего объема расходов областного бюджета требует выявления резервов и перераспределения в пользу приоритетных направлений и проектов, прежде всего обеспечивающих решение поставленных в указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года задач и создающих условия для экономического роста.
Основными резервами в настоящее время являются:
1) повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе за счет:
- оптимизации государственных закупок, бюджетной сети и численности государственных служащих. Для этого предлагается сократить объем расходов областного бюджета на исполнение действующих расходных обязательств Владимирской области в 2014 - 2016 годах на 5% (за исключением расходов дорожного фонда, расходов на реализацию "дорожных карт" изменений в отраслях бюджетной сферы, участие области в государственных программах и на обслуживание государственного долга). Высвобождающиеся в результате оптимизации ресурсы областного бюджета необходимо сконцентрировать на реализации указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года;
- проведения структурных реформ в социальной сфере, включая принятие мер по ограничению фонда оплаты административно-хозяйственного персонала до 40% от общего фонда оплаты труда, а также переход на "эффективный контракт", который определит условия оплаты труда и социальный пакет работников в зависимости от качества и количества выполняемой работы. Повышение заработной платы работников бюджетной сферы должно быть предусмотрено с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций;
2) обеспечение реализации мероприятий по энергосбережению в государственных учреждениях. В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ планирование расходов областного бюджета на оплату потребляемых государственными учреждениями топливно-энергетических ресурсов на 2014 - 2015 годы должно осуществляться с учетом сокращения объемов их потребления в натуральном выражении на 3% к предыдущему году;
3) активное использование механизмов государственно-частного партнерства, позволяющих привлечь инвестиции и услуги частных компаний для решения задач по развитию инфраструктуры, поддержке сельского хозяйства;
4) повышение адресности социальной поддержки граждан. Для достижения максимального социального эффекта оказание такой поддержки из областного бюджета должно основываться на критерии нуждаемости граждан.
3. Развитие программно-целевых методов управления.
В рамках создания новой модели бюджетного планирования особое внимание будет уделяться расширению программного принципа планирования и исполнения бюджетов. Государственные программы области должны стать ключевым механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование.
Проект областного бюджета на 2014 - 2016 годы будет сформирован в структуре государственных программ и непрограммных мероприятий. При этом государственные программы области, являясь инструментом реализации политики региона, сами по себе не формируют расходных обязательств, а задают общие границы для их принятия и исполнения с учетом увязки расходных обязательств разных видов с целями и ожидаемыми результатами в определенной сфере деятельности.
В рамках подготовки законопроекта о бюджете необходимо:
- предусмотреть в составе государственных программ, наряду с бюджетными ассигнованиями на решение текущих задач, программы развития, объединенные в итоге в самостоятельный бюджет развития, управление которым должно осуществляться из единого центра органа государственной власти области;