Действующий

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ И ДРУГИХ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА НА 2014 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2015 И 2016 ГОДОВ (с изменениями на: 07.10.2014)

Налог на доходы физических лиц


В долгосрочном периоде будет сохранена действующая система налогообложения доходов физических лиц с единой ставкой для большинства видов доходов в размере 13 процентов. Введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не планируется.

С 2014 года предусматривается расширение действия отдельных налоговых вычетов. В частности, предполагается исключение ограничений по предоставлению налоговых вычетов родителям, усыновившим ребенка, оставшегося без попечения родителей, в том числе ребенка-инвалида (в настоящее время социальные вычеты на лечение, на обучение составляют не более 120 тыс. рублей).

Также предполагается исключить ограничение (4 тыс. рублей) на сумму доходов, освобождаемых от налогообложения, в отношении доходов в виде помощи и подарков, получаемых ветеранами Великой Отечественной войны, инвалидами Великой Отечественной войны, вдовами военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовами умерших инвалидов Великой Отечественной войны и бывшими узниками нацистских концлагерей, тюрем и гетто, а также бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.

В качестве наиболее значимых изменений предлагается:

- перейти к принципу предоставления имущественного вычета по налогу на доходы физических лиц налогоплательщику вне зависимости от количества объектов, в пределах установленного максимального размера имущественного налогового вычета, предоставляемого налогоплательщику в сумме до 2 млн. рублей. Таким образом, физические лица получат право обращаться в налоговые органы за получением имущественного налогового вычета многократно в течение жизни вплоть до полного использования предельной суммы этого вычета;

- освободить от налогообложения проценты, получаемые физическими лицами по банковским вкладам;

- освободить от налогообложения доходы физических лиц, полученные от реализации жилой недвижимости, земельных участков, гаражей и долей в указанном имуществе.

Стандартные, имущественные, социальные и прочие налоговые вычеты оказывают существенное влияние на поступление налога на доходы физических лиц.

Объем недополученного налога на доходы физических лиц в связи с предоставлением налоговых вычетов составит в 2014 году 6100 млн. рублей, в 2015 году - 6710 млн. рублей, в 2016 году - 7381 млн. рублей.

Налог на доходы физических лиц является самым массовым налогом с населения и играет важную роль в доходах региональных и местных бюджетов.

При этом его потенциал как источника доходов далеко не исчерпан.

Основной задачей налоговой политики области в отношении налога на доходы физических лиц является принятие мер, направленных на повышение дисциплины работодателей - налоговых агентов. Это связано с фактами удержания и несвоевременного перечисления в бюджеты сумм налога налоговыми агентами, что, по сути, является формой налогового кредита для недобросовестных налоговых агентов.

Вызывает опасение сокращение фонда оплаты труда по сравнению с первоначально прогнозируемыми показателями на 1,4%. Ежегодная индексация фонда заработной платы работников бюджетного сектора позволяет сделать вывод о снижении фонда оплаты труда в производственных сферах экономики, что явно свидетельствует о сокрытии фондов работодателями и увеличении применения "серых схем" выплаты заработной платы.

Если раньше темпы роста поступления в бюджет области налога на доходы физических лиц составляли 30 - 35%, в 2012 году снизились до 5,7%.

Основными причинами являются внесенные в федеральное законодательство изменения:

- отмена порядка утверждения банком лимита остатка наличных денег в кассе организаций, отсюда бесконтрольность наличных расчетов в хозяйственной деятельности компаний;

- наличие у организаций нескольких расчетных счетов в одном или разных банках, что позволяет им маневрировать денежными потоками, направляя их в выгодное для себя русло;

- отмена порядка снятия со счета организаций денежных средств на выплату заработной платы с одновременным представлением платежного поручения на уплату налога на доходы физических лиц в бюджет.

Установление вновь этих порядков не позволило бы налоговым агентам занижать фонд оплаты труда и применять "конвертную" систему выплаты заработной платы.

Исходя из прогнозируемого фонда заработной платы на 2014 год в сумме 128274 млн. рублей, налога на доходы физических лиц поступит в консолидированный бюджет области 17206,3 млн. рублей (109,9% к 2013 году), в том числе в областной бюджет 12121 млн. рублей (129% к 2013 году).

Увеличение объема налога в областной бюджет обусловлено повышением норматива его зачисления с 60% в 2013 году до 70% в 2014 году. В результате дополнительно поступит в областной бюджет налога на доходы физических лиц 1731,6 млн. рублей.

В 2015 году поступления налога в консолидированный бюджет области прогнозируются в сумме 19008 млн. рублей (110,5% к 2014 году), в том числе в областной бюджет - 13454,3 млн. рублей.

В 2016 году налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет области поступит по прогнозным расчетам 21098,8 млн. рублей, в том числе в областной бюджет - 14934,3 млн. рублей (таблица 2).

Таблица 2