Целью подпрограммы является повышение эффективности бюджетных расходов областного бюджета.
Расходы областного бюджета на социальную сферу ежегодно составляют более 60 процентов от общего объема расходов бюджета. Как достижения, так и проблемы социальных отраслей затрагивают широкий круг людей.
Основные проблемы связаны с необходимостью повышения эффективности бюджетных расходов, создания правовых и финансовых условий для повышения результативности выполнения государственных функций, обеспечения потребностей населения и организаций в государственных услугах, увеличения их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития области.
В 2012 году и первом полугодии 2013 года продолжилась реализация комплексной реформы государственных учреждений, направленной на повышение доступности и качества государственных услуг, эффективности и прозрачности деятельности государственных учреждений. Расширилась практика формирования государственных заданий на оказание государственных услуг: задания установлены не только бюджетным и автономным учреждениям, но и казенным учреждениям.
В рамках концепции управления общественными финансами "Электронный бюджет" на федеральном сайте размещена в полном объеме информация об областных государственных учреждениях.
Вместе с тем целевые программы области пока не стали инструментом выработки и реализации государственной политики на долгосрочную перспективу. Отсутствует четкая система оценки эффективности бюджетных расходов. Допускаются факты неэффективного использования бюджетных средств. Продолжают иметь место неэффективные расходы в связи с низкой наполняемостью классов в дневных общеобразовательных школах, избыточной численностью персонала школ и прочего персонала учреждений здравоохранения.
Медленно решается задача повышения качества предоставления государственных услуг. Нет четкой системы обратной связи с потребителями государственных услуг.
Использование государственных заданий на оказание государственных услуг во многом остается формальным, отсутствует единая методология формирования нормативных затрат.
Финансовое обеспечение государственных заданий в основном осуществляется методом "от достигнутого", что не позволяет сравнивать эффективность деятельности учреждений, привлекать к оказанию услуг негосударственные организации, сдерживает оптимизацию бюджетной сети.
Проводимая органами исполнительной власти области оценка потребности в предоставлении государственных услуг носит зачастую формальный характер. При проведении оценки в полной мере не учитывается реальный необходимый объем государственных услуг, востребованность их населением и юридическими лицами. Оценка проводится с привязкой к существующей сети учреждений. Это создает предпосылки для использования в ряде случаев бюджетных средств на оказание не имеющих общественной значимости государственных услуг или их оказание в излишних объемах, в то время как действительно необходимые населению и юридическим лицам услуги остаются без должной финансовой поддержки.
Замедление темпов экономического развития региона снижает возможности для увеличения доходной базы областного бюджета и постоянного роста бюджетных расходов. Модель постоянного роста бюджетных расходов к настоящему моменту исчерпала свои возможности.
В этих условиях, для обеспечения повышения качества жизни населения, на первый план выходит решение задач повышения эффективности расходов и переориентации бюджетных ассигнований в пользу приоритетных направлений и проектов, обеспечивающих максимальный эффект и достижение измеримых, общественно значимых результатов, наиболее важные из которых установлены указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года.
Процесс решения имеющихся основных проблем предполагает:
развитие программно-целевых методов управления;
использование принципов распределения бюджетных средств с учетом достигнутых и планируемых результатов использования бюджетных ассигнований;
проведения структурных реформ;
обеспечение взаимосвязи поставленных целей с основными параметрами оказания государственных услуг;
переход к формированию государственного задания на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам на основе единого перечня таких услуг и единых нормативов их финансового обеспечения;
создание системы управления качеством государственных услуг;
регулярное проведение анализа и оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета с методической поддержкой мер по его повышению;
создание единой методической базы для оказания государственных услуг в увязке с целевыми показателями развития соответствующих отраслей, оценки качества и доступности услуг, предоставляемых населению, оценки эффективности деятельности организаций;
решение задач по оптимизации сети государственных учреждений;
развитие новых форм оказания государственных услуг;
совершенствование инструментов управления бюджетными инвестициями.