В силу объективных факторов различного характера размещение производительных сил на территории области крайне неравномерно, что обуславливает наличие дифференциации в уровне обеспеченности муниципальных образований бюджетными средствами из закрепленных за ними источников для исполнения их расходных обязательств.
Более 60 процентов доходов местных бюджетов аккумулируются в пяти наиболее развитых городских округах, в которых проживает 50 процентов населения области. Бюджетная обеспеченность муниципального образования, имеющего наибольшую бюджетную обеспеченность до выравнивания с помощью дотаций, в 2,4 раза превышает бюджетную обеспеченность наименее развитого муниципального образования.
Помимо этого в процессе исполнения местных бюджетов области могут возникать непредвиденные ситуации, негативным образом сказывающиеся на их сбалансированности. Это могут быть выпадающие доходы бюджета, необходимость финансирования ликвидации последствий стихийных бедствий и множество других факторов, которые невозможно предусмотреть заранее. В целях нивелирования негативных последствий таких ситуаций в областном бюджете ежегодно предусматриваются дотации на сбалансированность местных бюджетов для оказания финансовой помощи бюджетам таких муниципальных образований.
Помимо безвозвратной и безвозмездной нецелевой финансовой помощи из областного бюджета муниципальным образованиям в значительных объемах оказывается поддержка на принципах кредитования в виде бюджетных кредитов на частичное покрытие дефицитов местных бюджетов, на покрытие временных кассовых разрывов и на поддержку отдельных направлений расходов бюджетов муниципальных образований.
Мероприятия настоящей подпрограммы в значительной степени носят текущий характер. Тем не менее, нынешний этап бюджетной реформы и актуальные задачи модернизации экономики и повышения эффективности государственного управления предполагают некоторую корректировку указанных механизмов.
Приоритетом бюджетной политики Владимирской области в сфере взаимодействия с муниципальными образованиями остается необходимость внедрения передовых технологий в практику управления бюджетным процессом, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг.
Органам местного самоуправления в течение ряда лет было рекомендовано разработать и реализовать меры по повышению результативности расходов соответствующих бюджетов. Вместе с тем этот процесс в отдельных муниципальных образованиях идет медленно, в частности не везде внедрены принципы бюджетирования, ориентированного на результат, не везде внедрена система оценки эффективности бюджетных расходов.
Необходимость повышения качества управления муниципальными финансами обусловлена и тем, что исполнение местных бюджетов в среднесрочной перспективе сопряжено с рядом рисков.
Так, для отдельных муниципальных образований характерна высокая зависимость их бюджетов от налоговых платежей небольшого числа предприятий. В этой связи очевидна необходимость повышения эффективности бюджетных расходов и их оптимизации при обеспечении гарантированного качества муниципальных услуг.