Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "РАСШИРЕНИЕ ДОСТУПА НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ (2015 - 2018 ГОДЫ)" (с изменениями на: 14.09.2016)


 I. Общее описание "дорожной карты"


Реализация "дорожной карты" "Расширение доступа негосударственных некоммерческих организаций к предоставлению социальных услуг во Владимирской области (2015 - 2018 годы)" позволит обеспечить доступность, повысить эффективность и качество предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания за счет расширения видов участия негосударственных организаций, прежде всего - некоммерческих, в предоставлении социального обслуживания в различных формах (на дому, в полустационаре, в стационаре).

Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), вступивший в силу с 01.01.2015, устанавливает в качестве основных принципов:

- равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;

- адресность предоставления социальных услуг;

- приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг.

В целом система социального обслуживания Владимирской области обеспечивает потребности граждан в социальных услугах на 99%. Практически каждый третий житель области является получателем мер социальной поддержки, социальной помощи или социального обслуживания.

Вместе с тем государственная система оформилась и развивалась исключительно в рамках ранее действовавшего законодательства. Изменившееся правовое поле позволяет говорить о необходимости своевременного и комплексного решения целого ряда проблем.

1. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания.

1.1. Сохраняется очередность на получение социальных услуг в стационарных учреждениях психоневрологического профиля (на 01.01.2015 ожидают помещения в психоневрологические интернаты более 500 человек, в дома-интернаты общего профиля - около 50 человек).

В первую очередь это связано с неблагоприятными социально-демографическими процессами - старением населения; социальным одиночеством; высоким уровнем граждан, имеющих инвалидность и частично или полностью утративших способность к самообслуживанию в результате асоциального образа жизни, злоупотребления алкоголем и т.д.

Кроме того, с развитием государственной системы домов-интернатов, обустройством их материально-технической базы, повышением качества оказываемых ими услуг растет доверие населения к этим учреждениям.

Несмотря на то, что в области практически ежегодно открывается 1 - 2 учреждения стационарного социального обслуживания, решить проблему очередности без привлечения дополнительных организационных, финансовых, человеческих ресурсов вряд ли представляется возможным. Негосударственный сектор экономики и некоммерческие организации (далее - НКО) области обладают достаточным объемом таких ресурсов.

1.2. В соответствии с требованиями Федерального закона в области сформирована и ведется информационная система "Реестр поставщиков социальных услуг во Владимирской области". Включение поставщиков социальных услуг в Реестр осуществляется добровольно и на безвозмездной основе.

По состоянию на 01.02.2015 в Реестр не включено ни одной негосударственной организации, предоставляющей социальные услуги. В то же время, по данным областного управления Федеральной налоговой службы, более 120 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Владимирской области, зарегистрированных в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в соответствии с их учредительными и организационно-правовыми документами могут предоставлять социальные услуги населению.

В большой степени инертность негосударственного сектора может объясняться сложившимся стереотипом: "социальные услуги - низкодоходная сфера деятельности".

Вместе с тем, благодаря продуктивной и последовательной работе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на федеральном уровне приняты нормативные правовые акты, формирующие прямо противоположную оценку, в частности:

- упрощен порядок выделения земельных участков под застройку объектами социального назначения (в первую очередь - социального обслуживания);

- установлена налоговая ставка 0% по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению социальных услуг в качестве основного вида;

- предоставлена возможность реализации проектов государственно-частного партнерства в рамках концессионных соглашений между органами госвласти и частными инвесторами о строительстве и управлении социальными учреждениями (в том числе путем размещения в таких организациях государственного задания, обеспеченного финансированием из бюджета).

Кроме того, вступившим в силу Федеральным законом существенно упрощаются условия доступа к бюджетному финансированию, их всего 2: соблюдение установленных порядков (стандартов) оказания услуг; включенность в государственный реестр поставщиков (в заявительном порядке).

Изменить ситуацию со слабой информированностью негосударственного сектора о новых возможностях предоставления социальных услуг поможет реализация скоординированных мер, направленных на развитие инфраструктуры поддержки деятельности социально ориентированных НКО, добровольчества и социального предпринимательства.

2. Целями "дорожной карты" являются:

2.1. Совершенствование нормативной правовой базы Владимирской области, регулирующей вопросы предоставления социальных услуг организациями социального обслуживания независимо от форм собственности.

2.2. Развитие рынка социальных услуг путем привлечения организаций различных организационно-правовых форм, предоставляющих социальные услуги.

2.3. Повышение качества предоставляемых населению области социальных услуг за счет повышения конкуренции, развития новых форм и технологий социального обслуживания, расширения перечня предоставляемых социальных услуг, а также числа организаций, в которых возможно получение таких услуг на сопоставимых условиях.

3. Ожидаемые результаты реализации "дорожной карты".

3.1. Принятие (корректировка) нормативных правовых актов в сфере социального обслуживания, регулирующих вопросы предоставления социальных услуг организациями социального обслуживания независимо от их организационно-правовой формы.

3.2. Оптимизация структуры сети и штатной численности государственных учреждений социального обслуживания населения с учетом фактической потребности и на основании обоснованного расчета.