Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЛЕСНОГО ПЛАНА НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 27.06.2014)

2.5.1.3. Планируемые мероприятия по обнаружению лесных пожаров


В настоящее время обнаружение лесных пожаров в Новгородской области осуществляется наземными способами и при авиапатрулировании.

Обнаружение лесных пожаров проводится путем наземного патрулирования и со стационарных наблюдательных пунктов. В лесничествах Новгородской области проложено 340 патрульных маршрутов общей протяженностью 13106,0 км. Обнаружение пожаров также осуществляется с 5 пожарно-наблюдательных вышек. Наземное патрулирование осуществляется на автомобилях УАЗ 3909, УАЗ 22069-04, УАЗ-3066.

Помимо перечисленных выше способов обнаружения в годы с неблагоприятной погодной обстановкой проводится патрулирование охраняемой территории авиацией общей протяженностью 785,0 км. На арендуемых лесных участках наземное патрулирование частично проводится арендаторами.

Наиболее эффективным вариантом функционирования подсистемы обнаружения лесных пожаров в Новгородской области должно являться сочетание космического, авиационного и наземного способов обнаружения.

Обнаружение лесных пожаров из космоса может производиться при помощи информационной системы дистанционного мониторинга (далее - ИСДМ), разработанной в Институте Космических Исследований (ИКИ РАН). В состав ИСДМ входит подсистема спутникового обнаружения лесных пожаров на основе информации спутников NOAA, TERRA и AQUA.

Эффективность космического обнаружения лесных пожаров может быть резко повышена при помощи создания крупномасштабных слоев компьютерных карт для Новгородской области. Минимальный набор таких слоев должен включать в себя контуры лесничеств и участковых лесничеств, квартальную и повыдельную сетки.

Основной технологической схемой организации авиалесоохранных работ должна являться схема авиапатрулирования. Оно подразумевает отсутствие на патрульном борту специализированных сил пожаротушения. Тушение пожаров в этом случае производится только наземными силами и средствами. Сведения о патрульных маршрутах приведены в таблице 52.

Таблица 52 - Маршрут авиационного патрулирования земель лесного фонда комитета N Н-1С ВПП Борки. Зона авиамониторинга (НСС) - 2672,6 тыс. га

Наименование поворотного пункта маршрута (ППМ)

Координаты
(градусы, минуты)

МПУ (градусы)

Расстояние (км)

Время (минуты)

с. ш.

в. д.

Борки

58° 22,5

031° 03

63

35

12

Бронница

58° 27,5

031° 40,7

100

34

11

Вины

58° 22,0

032° 13,1

162

81

27

в зону Великих Лук

Тупичино

-

-

30

10

Демянск

57° 38,9

032° 28,1

73

33

11

озеро Вельё

57° 41,1

033° 0

352

28

09

из зоны Великих Лук

Дворец

-

-

28

09

Дворец

57° 56,8

033° 00,0

03

53

18

озеро Заозёрье

58° 24,1

033° 10,0

83

72

24

озеро Лимандрово

58° 23,3

034° 23,4

64

86

29

Пестово (PESTO)

58° 36,0

035° 48,0

285

80

27

Хвойная (SINNA)

58° 53,8

034° 31,0

281

72

24

Неболчи

59° 07,5

033° 20,6

236

72

24

Малая Вишера

58° 50,5

032° 12,4

319

38

13

Краснофарфорный

59° 07,8

031° 50,6

212

70

23

оз. Вяжицкое

58° 39,1

031° 04,1

175

31

11

Борки

58° 22,0

031° 03

785

4 час. 25 мин.


Взлет - посадка м.

Итого: протяженность маршрута - 785,0 км. Время полета (180 км/час) - 4 час. 25 мин.

Режимы работы авиалесоохраны при обнаружении лесных пожаров определяются на основании Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417, и приведены в таблице 53.

Таблица 53 - Режимы работы авиалесоохраны

Класс пожарной

опасности по условиям погоды

Регламентация работы лесопожарных служб

1

2

1 класс

авиационное патрулирование не ведется

2 класс

авиационное патрулирование проводится через 1 - 2 дня, а при наличии пожаров - ежедневно в порядке разовых полетов в полуденное время. Дежурство на пунктах приема донесений о пожарах от экипажей самолетов и вертолетов осуществляется во время проведения авиапатрулирования

3 класс

авиационное патрулирование проводится 1 - 2 раза в день. Дежурство на пунктах приема донесений осуществляется во время авиапатрулирования

4 класс

авиационное патрулирование проводится не менее 2 раз в день по каждому маршруту. Дежурство на пунктах приема донесений от экипажей патрульных самолетов и вертолетов - с 9.00 до 21.00

5 класс

авиационное патрулирование проводится не менее 3 раз в день по каждому маршруту, при необходимости привлекается дополнительное количество самолетов и вертолетов. Дежурство на пунктах приема донесений проводится как и при 4 классе пожарной опасности


Режимы работы подсистемы наземного обнаружения приведены в таблице 54.

Таблица 54 - Режимы для наземного обнаружения

Класс пожарной

опасности по условиям погоды

Регламентация работы лесопожарных служб

1

2

1 класс

проводится наземное патрулирование в местах огнеопасных работ в целях контроля за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах. Дежурство на пожарных наблюдательных пунктах не проводится

2 класс

проводится наземное патрулирование в участках, отнесенных к 1 и 2 классам пожарной опасности, а также в местах массового посещения и отдыха населения в лесах с 11.00 до 17.00. Дежурство на пожарных наблюдательных пунктах осуществляется с 11.00 до 17.00.

3 класс

наземное патрулирование проводится с 10.00 до 19.00 на участках, отнесенных к первым трем классам пожарной опасности, и особенно усиливается в местах проведения работ в лесах и в местах, наиболее посещаемых населением. Дежурство на пожарных наблюдательных пунктах осуществляется с 10.00 до 19.00.

Наземные и авиационные пожарные команды, если они не заняты на тушении пожаров, в полном составе находятся на местах дежурства. По местным радиотрансляционным сетям и с помощью звукоусилительных установок на самолетах и вертолетах авиационной охраны лесов, особенно в дни отдыха, передаются напоминания о необходимости осторожного обращения с огнем в лесу. Может ограничиваться разведение костров и посещение отдельных участков лесов

4 класс

наземное патрулирование проводится с 8.00 до 21.00. Дежурство на пожарных наблюдательных пунктах ведется с 9.00 до 21.00. Силы и средства пожаротушения, в том числе резервные, должны находиться в состоянии готовности к тушению лесных пожаров. Организуется предупреждение населения о высокой пожарной опасности в лесах. Организуется ежедневное дежурство ответственных лиц с 9.00 до 24.00.

У дорог при въезде в лес устанавливаются щиты, предупреждающие об опасности пожаров в лесах. Ограничивается посещение отдельных наиболее пожароопасных участков леса (1 - 3 классов природной пожарной опасности лесов), запрещается разведение костров в лесах

5 класс

наземное патрулирование лесов проводится в течение всего светлого времени суток, а в наиболее пожароопасных местах - круглосуточно. Дежурство на пожарных наблюдательных пунктах ведется с 9.00 до 21.00. Силы и средства пожаротушения, в том числе резервные, должны находиться в состоянии готовности к тушению лесных пожаров. Противопожарная пропаганда должна быть максимально усилена, передачи напоминаний об осторожном обращении с огнем в лесу по местным ретрансляционным сетям проводятся через каждые 2 - 3 часа.

Максимально ограничивается въезд в леса средств транспорта, а также посещение леса населением, закрываются имеющиеся на дорогах в лес шлагбаумы, устанавливаются щиты, предупреждающие о чрезвычайной пожарной опасности, выставляются посты на контрольно-пропускных пунктах


Примечание: при замене стационарных наблюдательных пунктов телеустановками речь может идти не о дежурстве на них, а о дежурстве в пункте приема информации с телеустановок.

В качестве дополнительных рекомендуемых мероприятий по совершенствованию подсистемы обнаружения могут быть предложены следующие мероприятия:

ведение электронной базы данных о патрульных маршрутах и стационарных наблюдательных пунктах в лесничествах с картографической поддержкой;

ведение электронной базы сведений, получаемых с телеустановок, и их отображение на электронных картах с детектированием на картах предполагаемых мест пожаров;

оптимальная прокладка маршрутов авиационного патрулирования с использованием ГИС-технологий;