В настоящее время обнаружение лесных пожаров в Новгородской области осуществляется наземными способами и при авиапатрулировании.
Обнаружение лесных пожаров проводится путем наземного патрулирования и со стационарных наблюдательных пунктов. В лесничествах Новгородской области проложено 340 патрульных маршрутов общей протяженностью 13106,0 км. Обнаружение пожаров также осуществляется с 5 пожарно-наблюдательных вышек. Наземное патрулирование осуществляется на автомобилях УАЗ 3909, УАЗ 22069-04, УАЗ-3066.
Помимо перечисленных выше способов обнаружения в годы с неблагоприятной погодной обстановкой проводится патрулирование охраняемой территории авиацией общей протяженностью 785,0 км. На арендуемых лесных участках наземное патрулирование частично проводится арендаторами.
Наиболее эффективным вариантом функционирования подсистемы обнаружения лесных пожаров в Новгородской области должно являться сочетание космического, авиационного и наземного способов обнаружения.
Обнаружение лесных пожаров из космоса может производиться при помощи информационной системы дистанционного мониторинга (далее - ИСДМ), разработанной в Институте Космических Исследований (ИКИ РАН). В состав ИСДМ входит подсистема спутникового обнаружения лесных пожаров на основе информации спутников NOAA, TERRA и AQUA.
Эффективность космического обнаружения лесных пожаров может быть резко повышена при помощи создания крупномасштабных слоев компьютерных карт для Новгородской области. Минимальный набор таких слоев должен включать в себя контуры лесничеств и участковых лесничеств, квартальную и повыдельную сетки.
Основной технологической схемой организации авиалесоохранных работ должна являться схема авиапатрулирования. Оно подразумевает отсутствие на патрульном борту специализированных сил пожаротушения. Тушение пожаров в этом случае производится только наземными силами и средствами. Сведения о патрульных маршрутах приведены в таблице 52.
Таблица 52 - Маршрут авиационного патрулирования земель лесного фонда комитета N Н-1С ВПП Борки. Зона авиамониторинга (НСС) - 2672,6 тыс. га
Наименование поворотного пункта маршрута (ППМ) | Координаты | МПУ (градусы) | Расстояние (км) | Время (минуты) | |
с. ш. | в. д. | ||||
Борки | 58° 22,5 | 031° 03 | 63 | 35 | 12 |
Бронница | 58° 27,5 | 031° 40,7 | 100 | 34 | 11 |
Вины | 58° 22,0 | 032° 13,1 | 162 | 81 | 27 |
в зону Великих Лук | Тупичино | - | - | 30 | 10 |
Демянск | 57° 38,9 | 032° 28,1 | 73 | 33 | 11 |
озеро Вельё | 57° 41,1 | 033° 0 | 352 | 28 | 09 |
из зоны Великих Лук | Дворец | - | - | 28 | 09 |
Дворец | 57° 56,8 | 033° 00,0 | 03 | 53 | 18 |
озеро Заозёрье | 58° 24,1 | 033° 10,0 | 83 | 72 | 24 |
озеро Лимандрово | 58° 23,3 | 034° 23,4 | 64 | 86 | 29 |
Пестово (PESTO) | 58° 36,0 | 035° 48,0 | 285 | 80 | 27 |
Хвойная (SINNA) | 58° 53,8 | 034° 31,0 | 281 | 72 | 24 |
Неболчи | 59° 07,5 | 033° 20,6 | 236 | 72 | 24 |
Малая Вишера | 58° 50,5 | 032° 12,4 | 319 | 38 | 13 |
Краснофарфорный | 59° 07,8 | 031° 50,6 | 212 | 70 | 23 |
оз. Вяжицкое | 58° 39,1 | 031° 04,1 | 175 | 31 | 11 |
Борки | 58° 22,0 | 031° 03 | 785 | 4 час. 25 мин. |
Взлет - посадка м.
Итого: протяженность маршрута - 785,0 км. Время полета (180 км/час) - 4 час. 25 мин.
Режимы работы авиалесоохраны при обнаружении лесных пожаров определяются на основании Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417, и приведены в таблице 53.
Таблица 53 - Режимы работы авиалесоохраны
Класс пожарной опасности по условиям погоды | Регламентация работы лесопожарных служб |
1 | 2 |
1 класс | авиационное патрулирование не ведется |
2 класс | авиационное патрулирование проводится через 1 - 2 дня, а при наличии пожаров - ежедневно в порядке разовых полетов в полуденное время. Дежурство на пунктах приема донесений о пожарах от экипажей самолетов и вертолетов осуществляется во время проведения авиапатрулирования |
3 класс | авиационное патрулирование проводится 1 - 2 раза в день. Дежурство на пунктах приема донесений осуществляется во время авиапатрулирования |
4 класс | авиационное патрулирование проводится не менее 2 раз в день по каждому маршруту. Дежурство на пунктах приема донесений от экипажей патрульных самолетов и вертолетов - с 9.00 до 21.00 |
5 класс | авиационное патрулирование проводится не менее 3 раз в день по каждому маршруту, при необходимости привлекается дополнительное количество самолетов и вертолетов. Дежурство на пунктах приема донесений проводится как и при 4 классе пожарной опасности |
Режимы работы подсистемы наземного обнаружения приведены в таблице 54.
Таблица 54 - Режимы для наземного обнаружения
Класс пожарной опасности по условиям погоды | Регламентация работы лесопожарных служб |
1 | 2 |
1 класс | проводится наземное патрулирование в местах огнеопасных работ в целях контроля за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах. Дежурство на пожарных наблюдательных пунктах не проводится |
2 класс | проводится наземное патрулирование в участках, отнесенных к 1 и 2 классам пожарной опасности, а также в местах массового посещения и отдыха населения в лесах с 11.00 до 17.00. Дежурство на пожарных наблюдательных пунктах осуществляется с 11.00 до 17.00. |
3 класс | наземное патрулирование проводится с 10.00 до 19.00 на участках, отнесенных к первым трем классам пожарной опасности, и особенно усиливается в местах проведения работ в лесах и в местах, наиболее посещаемых населением. Дежурство на пожарных наблюдательных пунктах осуществляется с 10.00 до 19.00. |
Наземные и авиационные пожарные команды, если они не заняты на тушении пожаров, в полном составе находятся на местах дежурства. По местным радиотрансляционным сетям и с помощью звукоусилительных установок на самолетах и вертолетах авиационной охраны лесов, особенно в дни отдыха, передаются напоминания о необходимости осторожного обращения с огнем в лесу. Может ограничиваться разведение костров и посещение отдельных участков лесов | |
4 класс | наземное патрулирование проводится с 8.00 до 21.00. Дежурство на пожарных наблюдательных пунктах ведется с 9.00 до 21.00. Силы и средства пожаротушения, в том числе резервные, должны находиться в состоянии готовности к тушению лесных пожаров. Организуется предупреждение населения о высокой пожарной опасности в лесах. Организуется ежедневное дежурство ответственных лиц с 9.00 до 24.00. |
У дорог при въезде в лес устанавливаются щиты, предупреждающие об опасности пожаров в лесах. Ограничивается посещение отдельных наиболее пожароопасных участков леса (1 - 3 классов природной пожарной опасности лесов), запрещается разведение костров в лесах | |
5 класс | наземное патрулирование лесов проводится в течение всего светлого времени суток, а в наиболее пожароопасных местах - круглосуточно. Дежурство на пожарных наблюдательных пунктах ведется с 9.00 до 21.00. Силы и средства пожаротушения, в том числе резервные, должны находиться в состоянии готовности к тушению лесных пожаров. Противопожарная пропаганда должна быть максимально усилена, передачи напоминаний об осторожном обращении с огнем в лесу по местным ретрансляционным сетям проводятся через каждые 2 - 3 часа. |
Максимально ограничивается въезд в леса средств транспорта, а также посещение леса населением, закрываются имеющиеся на дорогах в лес шлагбаумы, устанавливаются щиты, предупреждающие о чрезвычайной пожарной опасности, выставляются посты на контрольно-пропускных пунктах |
Примечание: при замене стационарных наблюдательных пунктов телеустановками речь может идти не о дежурстве на них, а о дежурстве в пункте приема информации с телеустановок.
В качестве дополнительных рекомендуемых мероприятий по совершенствованию подсистемы обнаружения могут быть предложены следующие мероприятия:
ведение электронной базы данных о патрульных маршрутах и стационарных наблюдательных пунктах в лесничествах с картографической поддержкой;
ведение электронной базы сведений, получаемых с телеустановок, и их отображение на электронных картах с детектированием на картах предполагаемых мест пожаров;
оптимальная прокладка маршрутов авиационного патрулирования с использованием ГИС-технологий;