В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации лесные участки могут быть предоставлены только одному пользователю для одного или нескольких видов использования лесов. Невозможность предоставления лесных участков нескольким арендаторам под различные виды пользования требует формирования политики субъекта Российской Федерации в определении приоритетности видов пользования лесом.
При сравнении платежей за пользование лесным фондом в части минимальных ставок на 1,0 га лесной площади (таблица 69) очевидно, что наибольший объем платежей федеральный бюджет получает за предоставление участков для заготовки древесины по договорам купли-продажи лесных насаждений и использование участков для осуществления рекреационной деятельности.
При условии соблюдения оптимальной рекреационной нагрузки на лесные экосистемы и ненанесения ущерба лесным насаждениям и окружающей среде, предоставление лесных участков для рекреационных целей, выполняет социальную и оздоровительную функцию.
Таблица 69 - Удельная доходность при использовании лесов Новгородской области для различных видов пользования на 1,0 га лесной площади (по минимальным ставкам) на 01.01.2011
Вид пользования | Плата за использование лесов на 1,0 га лесной площади (руб.) |
1 | 2 |
Заготовка древесины: | |
по договорам аренды | 232,6 |
по договорам купли-продажи | 3604,0 |
Заготовка живицы | 14,4 |
Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов | 39,59 - 535 руб./т |
Заготовка пищевых, лесных ресурсов и сбор лекарственных растений | 1,5 - 9,6 руб./кг |
Осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства | 0,03 |
Ведение сельского хозяйства (сенокошение) | 53,5 |
Осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности | 1,0 |
Осуществление рекреационной деятельности | 7460,0 |
Создание лесных плантаций и их эксплуатация | 32,97 |
Выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных, лекарственных растений | 10,7 |
Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых (с коэффициентом 2) | 4759,3 |
Строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов (с коэффициентом 2) | 4759,3 |
Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов (с коэффициентом 2) | 4759,3 |
Переработка древесины и иных лесных ресурсов | 1605,0 |
Осуществление религиозной деятельности | - |
Заготовкой древесины по договорам купли-продажи занимается малый и средний бизнес, который или осуществляет первичную обработку древесины или экспортирует круглый лес за границу.
Заготовкой древесины по договорам аренды лесных участков занимается в большинстве случаев крупный бизнес, осуществляющий глубокую переработку древесины и является основным источником налоговых поступлений.
Платежи за выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых, строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений и специализированных портов, строительство линейных объектов, переработка древесины и иных лесных ресурсов являются значительными и приносят весомый доход в бюджет Российской Федерации. Предоставление участков для разработки месторождений полезных ископаемых и переработки древесины является базой для поступления других налоговых платежей в бюджеты Российской Федерации, а предоставление лесных участков для строительства и эксплуатации искусственных водных и линейных объектов может рассматриваться как государственные нужды.
В условиях выбора между различными видами пользования должны учитываться:
плата за использование лесов;
бремя расходов на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов;
социальная и оздоровительная функция лесов;
совокупные налоговые поступления от экономической деятельности, осуществляемой арендаторами лесных участков.
Таблица 70 - Поступление финансовых средств и доходность лесного хозяйства Новгородской области
Наименование показателя | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | Итого за 2010 - 2014 годы |
Прогнозируемые доходы бюджетной системы (млн. руб.) всего, в том числе: | 322,8 | 322,6 | 333,9 | 314,9 | 333,2 | 1627,4 |
федеральный бюджет | 201,7 | 205,3 | 199,1 | 180,6 | 188,2 | 974,9 |
бюджет субъекта Российской Федерации | 121,1 | 117,3 | 134,8 | 134,3 | 145,0 | 652,5 |
Прогнозируемые расходы бюджетной системы (млн. руб.) всего, в том числе: | 241,6 | 430,3 | 710,7 | 688,0 | 692,9 | 2763,5 |
федеральный бюджет | 212,2 | 402,2 | 345,0 | 350,7 | 354,9 | 1665,0 |
бюджет субъекта Российской Федерации | 29,4 | 28,1 | 50,2 | 30,2 | 30,9 | 168,8 |
Удельные доходы бюджетной системы (руб./га) | 85,0 | 76,7 | 84,3 | 79,4 | 84,3 | 409,7 |
Удельные расходы бюджетной системы (руб./га) | 61,9 | 110,7 | 103,1 | 97,2 | 98,4 | 471,3 |
Доходность от использования лесов (%) | 137,1 | 62,9 | 82,0 | 81,6 | 85,6 | 87,0 |
Примечание: Отношение доходов к значению расходов на реализацию мероприятий Лесного плана (без затрат арендаторов). Расходы превышают доходы на планируемый период в связи дополнительными затратами на устранение последствий урагана.