Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЛЕСНОГО ПЛАНА НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 27.06.2014)

2.7.2. Целевые показатели уменьшения воздействия антропогенных нагрузок на леса, включая планируемый процент уменьшения площади лесов, поврежденных в результате антропогенных, рекреационных и техногенных нагрузок на леса


Целевые показатели антропогенных нагрузок на леса определяются по 3 направлениям:

строительство и эксплуатация технических объектов, влияющих на лес;

осуществление всех видов лесопользования;

организация мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Задача снижения антропогенных нагрузок при строительстве технических объектов определяется действием Федерального закона от 1 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", по требованию которого в проектах строительства производится оценка вредного воздействия проектных мероприятий на окружающую среду (ОВОС).

Правильность решений, заложенных в проектах строительства и эксплуатации, контролируется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации путем проведения государственной экспертизы.

Задачей органов управления и контроля в области лесного хозяйства в отношении таких объектов является проверка соблюдения проектных решений.

Антропогенное влияние на лес в процессе всех видов лесопользования регулируется системой мероприятий, разрабатываемых в проектах освоения лесов. В области при наличии предпринимательской деятельности наибольшее антропогенное воздействие оказывают нерегулируемая рекреация, заготовка древесины, ведение охотничьего хозяйства, выполнение работ по разработке месторождений полезных ископаемых.

К целевым показателям по уменьшению антропогенного воздействия в отношении рекреационных объектов следует отнести следующие условия, в обязательном порядке закладываемые в проекты освоения лесов:

проектирование возведения временных целевых сооружений только на нелесных и не покрытых лесом землях с сохранением лесных земель не менее 50 - 60% общей площади лесного участка;

проектирование специальных мероприятий по уменьшению дигрессии среды, при этом на участках с третьей и более степенью дигрессии такие мероприятия обязательны;

проектирование мероприятий по увеличению площади покрытых лесом земель при преобладании в составе лесного участка нелесных или не покрытых лесом земель.

В объектах, арендуемых для заготовки древесины, процесс антропогенного воздействия регламентируется комплексом мер по соблюдению требований лесного законодательства по всему технологическому циклу от проектирования способов заготовки до лесовосстановления вырубленных площадей.

Дополнительно к определенному комплексу мер в условиях области устанавливается требование по запрещению переруба и равномерному освоению расчетных лесосек в пределах хозсекций (пород). Использование расчетной лесосеки ввиду применения экономических и технических условий устанавливается как среднее за 5-летний период. При осуществлении видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства целевым показателем по уменьшению нагрузки на лес является требование по сохранению оптимальной численности животных прежде всего, копытных. Обязательства пользователей животного мира по предотвращению ущерба среде обитания закреплены в статье 56 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире".

Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда, или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В случае невозможности предотвратить ущерб, нанесенный в результате жизнедеятельности объектов животного мира сельскому, водному и лесному хозяйствам, убытки возмещаются из фондов экологического страхования если пользователь животным миром является членом такого фонда.

Ущерб должен быть взыскан с пользователей животным миром если они не приняли реальных и необходимых мер по предотвращению или уменьшению ущерба на закрепленных за ними территориях, акваториях. В случаях, если специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания необоснованно ограничивают пользователей животным миром в изъятии объектов животного мира, наносящих ущерб сельскому, водному и лесному хозяйствам, ответственность за нанесенный ущерб несут должностные лица соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Применение указанной статьи зависит от выполнения значений оптимальной численности и от величины отстрела.

Существенный вред лесным экосистемам наносит разработка месторождений полезных ископаемых. Основной мерой, обеспечивающей восстановление лесной среды после разработки месторождений, является рекультивация земель. Технология рекультивации, график ее проведения детально рассматривается в проектах освоения лесов, задача органов управления состоит в надлежащем контроле за ходом работ по рекультивации.

Третья группа факторов, оказывающих влияние на лес, представлена мероприятиями по охране, защите и воспроизводству лесов. Эти мероприятия призваны улучшать состояние лесов, обеспечивать его охрану и защиту, их проведение регламентируется комплексом нормативных документов. При практическом применении возможных технических решений предпочтение следует отдавать мероприятиям с меньшим объемом искусственного воздействия на леса. Реализация мероприятий по уменьшению негативных нагрузок на лес позволит уменьшить площадь лесов, поврежденных в результате антропогенных, рекреационных и техногенных нагрузок на 1,5%.