Ситуация в сфере труда и занятости населения Алтайского края может развиваться по нескольким сценариям, различающимся как общими параметрами занятости и безработицы, так и их структурными характеристиками.
Консервативный сценарий.
Сценарий основан на гипотезах изменения демографического потенциала края, заложенных в аналогичном сценарии демографического прогноза и сохранении тенденций социально-экономического развития региона, сложившихся в 2000-е годы. При этом предполагается, что распределение трудовых ресурсов между экономикой, сферой образования, вооруженными силами, домашним и личным подсобным хозяйством сохранится на современном уровне.
Наметившийся экономический рост продолжится и в дальнейшем. Занятость в отраслях непроизводственной сферы сократится незначительно. Интенсивность движения рабочей силы, процессы ее высвобождения из экономики и создание новых рабочих мест сохранятся на современном уровне.
Согласно прогнозным расчетам в 2025 году численность занятого в экономике населения по консервативному варианту составит 985 тыс. человек. Уровень официально зарегистрированной безработицы по отношению к численности экономически активного населения не будет превышать 2,8%.
Угрозы и риски реализации сценария.
При сложившихся неблагоприятных демографических тенденциях и дальнейшем оттоке трудовых ресурсов в другие российские регионы продолжится сокращение численности населения края, сопровождающееся ростом доли населения нетрудоспособного возраста. Вследствие оттока населения, проживающего в сельской местности, из-за недостаточных темпов улучшения условий жизни на селе, низкой привлекательности труда могут возникнуть проблемы обеспеченности трудовыми ресурсами агропромышленного комплекса. Сохранится тенденция отставания размера заработной платы работников края от средней по Сибирскому федеральному округу.
Данный вариант развития, являясь по сути инерционным, не обеспечивает устойчивого развития сферы труда и занятости региона на долгосрочную перспективу.
Инновационный сценарий.
Данный сценарий предполагает реализацию крупных инвестиционных проектов в приоритетных для края секторах: агропромышленном, туристско-рекреационном, а также в развитии транспортной инфраструктуры, что будет способствовать постепенному наращиванию темпов экономического развития края, переходу экономики края на инновационный путь развития. В этих условиях в большинстве отраслей материального производства процессы высвобождения рабочей силы в связи с модернизацией и ее дополнительного привлечения на новые рабочие места будут носить более динамичный характер.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" программой социально-экономического развития Алтайского края на период до 2017 года предусмотрен ежегодный ввод не менее 15 тыс. новых постоянных рабочих мест, в том числе высокопроизводительных. При создании высокопроизводительных рабочих мест наибольшее снижение численности занятых работников будет отмечаться в отраслях реального сектора экономики (сельском хозяйстве, промышленности, строительстве, на транспорте и в организациях связи). При этом часть высвобожденных работников будет трудоустраиваться в сфере услуг и торговли.
В целом ожидается рост инвестиций в основной капитал, ввод новых рабочих мест и увеличение спроса на рабочую силу при одновременном повышении производительности труда. Реформы в социальной сфере приведут не к сокращению занятости, а к снижению трудовой нагрузки работников этой сферы до научно обоснованных нормативов, повышению эффективности труда.
В соответствии с инновационным сценарием в 2025 году численность занятого в экономике населения составит 1077,4 тыс. человек, уровень официально зарегистрированной безработицы по отношению к численности экономически активного населения достигнет 2,0%.
Угрозы и риски реализации сценария.
Реализация инновационного варианта развития предъявляет жесткие требования к мобилизации источников экономического роста, привлечению инвестиционных ресурсов и созданию новых рабочих мест с высоким уровнем производительности и оплаты труда, повышению качества человеческого капитала, созданию новых эффективных моделей взаимодействия органов власти и бизнеса.
Форсированный сценарий.
Форсированный сценарий предполагает повышенные темпы экономического роста, основанные на более интенсивном притоке инвестиций, максимально благоприятных условиях для создания новых высокопроизводительных рабочих мест, повышенном спросе на рабочую силу, динамичном росте численности населения в трудоспособном возрасте. Основа достижения высоких темпов роста экономики - совершенствование производственной базы машиностроения, перерабатывающей промышленности, строительства, сферы услуг.
Угрозы и риски реализации сценария.
В целом для реализации сценария требуются более благоприятные условия в части расширения экспорта производимых в крае товаров и услуг и привлечения в регион инвестиционных ресурсов, в том числе иностранных.
Реализация форсированного варианта развития объективно зависит от целого ряда внешнеэкономических факторов (макроэкономическая стабильность российской и мировой экономики, сдержанная тарифная политика на товары и услуги естественных монополий внутри страны и др.). В связи с этим вероятность его реализации крайне мала.
Целевым сценарием Стратегии предлагается инновационный сценарий. Успешная реализация системы мер, закрепленных настоящей Стратегией, делает возможным осуществление данного сценария, позволяющего обеспечить высокие стандарты жизни населения.